Божией милостию, Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович, всея Руссии Самодержец, пожаловали есмя богомольцов Своих Живоначальные Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Дионисия да Келаря старца Александра с братией, или кто по них в том монастыре иный Архимандрит, и Келарь, и братия будут: по Нашему указу положили они пред Нами Нашу жалованную грамоту 126 году за приписью Дьяка Нашего Ивана Болотникова, что им дана Наша жалованная грамота с прежних жалованных грамот деда Нашего, блаженные памяти, Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссии, 86 году, за приписью Дьяков Степана Лихачева да Андрея Арцыбашева, да Царя Василья Ивановича всея Руссии грамоту 114 году, за приписью Дьяка Василья Нелюбова.
А в той Нашей жалованной грамоте написано: которая у них вотчина прибыла в монастырь после Деда Нашего, блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссии жаловальные тарханные грамоты, в Великом Новегороде, в Сытинском и в Литовском погосте сельцо Кунья гора, Сытино тож, да сельцо Сопки с деревнями у Соли Галицкие сельцо Гнездниково, да Попова слободка на Луде монастырской двор и соляная варница, да вотчины ж их Троицкие в Московском, и в Коломенском,
в Боровском, в Ярославском Малом, в Оболенском, в Верейском, в Вологодском, в Мещовском, в Старицком, в Новоторжском, в Тверском, в Клинком, в Бежецком Верху, в Углицком, в Кашинском, в Белозерском, в Пошехонском, в Ярославском, в Костромском, в Плеском, в Гороховском, в Балахнинском, в Нижегородском, в Муромском, в Володимирском, в Суздальском, в Юрьевском, в Переяславском, в Ростовском, в Радонежском, в Дмитровском уездех села, и деревни, и починки, и пустоши, да на Луде, и на Тотьме, и в Нерехте, и в Переславле-Залеском, и на Холую, и на Балахне, и у Соли Галицкие соляные варницы и дворы монастырские, а в старых жаловальных грамотах те варницы и дворы монастырские написаны запустели от хлебного недороду и от лихова поветрия.
Да в той же жалованной грамоте 126 году написано: пожаловали есмя, велели дать в дом Пресвятые Живоначальные Троицы Преподобному Чудотворцу Сергию в вотчину в Московском уезде городок Радонеж с пустошьми, и с пашней, и с сенными покосы, и со всякими угодьи, как было изстари, к тому городку по старым межам.
Также есмя их пожаловали, велели им Стромынской монастырь и монастырскую вотчину ведати и строите, по благословению преподобного Чудотворца Сергия, по прежнему, как в Чудотворстве Сергиеве житье про тот монастырь написано.
Также есмя их пожаловали, велели владети у Нас на Москве, в Китае городе, на Ильииском крестце хозяиновским двором Тютина, да за деревянным городом за Никитскими вороты на левой стороне, да за Стретинскими вороты, за деревянным же городом, по обе стороны реки Неглинные, от городовые стены по верхнюю
плотину, старыми их монастырскими дворовыми месты и огороды, как преж сего за ними было, да им же велели владеть в Боровску на посаде порозжими дворовыми месты и огороды и выпуски по реке Поротве под Рожественской монастырь и в Высоцкую слободу, что бывала изстари за Татары Галицкие волости.
Да им же велели владеть в Нижегородском уезде к Троицкому селу Варварскому с деревнями за рекой за Волгой лугами и сенными покосы с Борчаги, да к бору по пронос, да по Нюжемку.
Да им же велели дать на Вологде, внутри города, за Воеводским двором в углу, пустопорозжаго места под двор, поперег улицы пятнадцать сажень, а в длину от дороги к городовой стене с Воеводским двором ровно одиннадцать сажень.
Да им же велели владеть в Вологодском уезде Нашего Дворцоваго села Говорова деревней Ершевкой с пустошкой, что написано в отдельных книгах: Бесов Крюк.
Да у той же деревни Ершевки под двором на реке на Вологде мельницей и мельничными анбары по обе стороны реки Вологды и с сенными покосы и всякими угодьи.
Да им же велели в Переяславском уезде ведати и строите Махрицкой монастырь, да того ж монастыря в Вологодском уезде в Авнеге монастырь же Великих Чудотворцев Григория и Кассиана по прежнему.
Да им же велели дать на Устюге на посаде, у Рождества Христова, против Никольского попа Ивана Пуляева, да посадского человека Омельяна Выламаева дворовое место, поперег десять сажень до острогу, а в длину девятнатцать сажени.
Да им же велели ведати и строите на Алаторе Троицкой монастырь и монастырскую вотчину с рыбными ловлями, и с перевозом, и с мельницей, и со всякими угодьи.
Да им же велено у Мурманского моря церковь Верховных Апостол Петра и Павла строити, а к той церкве на церковное строение велели есмя им давать половина реки Поноя, а оброку с тое реки Поноя велели с них в Нашу казну имать сверх церковного строения по три рубли на год.
Да у них же в Колмогорском уезде Николы Чудотворца Чючеремской монастырь и монастырскую вотчину велели от посаду и от черных сох отписати, и с посадом и черными сохами тянути, и оброку и всяких податей платити им не велели, а велели им всякие Наши доходы платити Троицких вотчин со крестьяны вместе.
Да им же велели ведати и строити в Бежецком Верху на Городецке Макарьеву пустыню и монастырскую вотчину со всякими угодьи.
Да они ж положили перед Нами жалованную грамоту 151 года за приписью Дьяка Нашего Прокофья Пахирева с прежния жаловальные грамоты лета 7047 году за приписью Дьяка Юрья Сидорова, а начало у той прежней, грамоты Государское имя отодрано, а сказал Сергиева монастыря Стряпчий Иван Павлов, что у той жалованной грамоты начало отодрано в Московское разоренье, а была де та грамота в ту пору на Балахне у их же монастырского служки у Истомы Солевара, а в той же жалованной грамоте написано: монастырские их воды на реки на Волге и завод Кресщольская и песок, да около Толстиков трех островов пески и подпесочья, да пожни, что на тех же островах, да озеро Лунское с истоком и с пожнями по старине.
А велел есми им те воды на себя ловить потому ж, как наперед того ловили, да место дворовое у соли у Балахонской, и варишцы, и трубные места, и кладища дровяные, да в городе на Балахне место осадное, Да к тем же их монастырским рыбным ловлям из оброчных вод в реке в Волге рыбная ловля Осередок Мокрой, да песок Золотуха, что против Золотых колец, да озеро Мещерское с истоком выше стрелицы, а пониже Холстиков трех островов, что по конец их монастырских вод, и с тех рыбных ловель и с дворов и с варниц, оброков и пошлин всяких не емлют.
И Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Руссии и отец Наш Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руссии, Живоначальный Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Дионисия да Келаря Старца Александра с братией, или кто по них в том монастыре иный Архимандрит, и Келарь и братия будут пожаловали, велели те Наши жалованные грамоты переписати вновь на Наше Государское Имя, по Нашему по новому Уложенью, и в тех городах монастырскими вотчинами, и рыбными ловлями, и мельницами, и дворы, и соляными варницами и всякими угодьи велели им владеть по прежней и по сей Нашей Государской жалованной грамоте.
А по Нашему Государскому указу, кто у них в тех их Сергиева монастыря в вотчинах учнут жити людей и крестьян, и тем их людем и крестьяном Наших никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давать, опричь Нашего Государского указу, и ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго и острожного дела, а ямские им деньги и стрелецкие хлебные запасы давать, и городовое и острожное дело делать по писцовым и по дозорным книгам с живущаго с сошными людьми вместе.
Также есми пожаловали, в которых у них городах монастырская вотчина ни есть, не надобе им осьминичное и туковое, ни костки, ни занос и ямчуги не варят, и мыта, и тамги, и весчаго у и померного, ни пятна, ни подымного не платят, и на яму с подводами не стоят, и бережные и иные ни которые, и лесу и камени не возят, и кормов Наших ни конских не дают, и лугов Наших не косят, и хлеба Нашего не молотят и не возят, и недельщики Наши и их племянники, в их вотчину не въезжают и сроков не наметывают, а въезжают и сроки наметывают на три срока: на Рождество Христого, да на Троицын день, да на Семен день летопроводца, ни ямского двора не делают, и у тюрем сторожи не стерегут, и целовальников к губному делу ни к денежному, ни к тамге, ни к мыту, к сбору и к перевозу не емлют, и мостов не мостят, и по рекам перевозов и мостов и мостовщики не дают, ни к ямчужному анбару сору и дров не возят, ни кормов, ни проводников и подвод Татарских иных никаких не дают, ни с сотскими, ни с пятидесятскими, ни с десятскими, ни с черными людьми, Нашего всякого тягла не тянуть, и в своры на лоси, и на медведи, и на волки, и на лисицы не ездят, и ловчие Наши и охотники и псари в их вотчину не въезжают, ни станов не чинят, ни собак Наших не кормят, ни проводников ни кормов не емлют, и поборов своих не берут.
И где поедут из монастыря старцы или бельцы, на которой город ни буди, купити чего на монастырской обиход, и на свой рыбную ловлю, где ни буди, на судех или на возех, или на телегах, и они мыта и тамги и перевозов и мостовщины, и с судов, и с людей головщины, ни весчаго, медоваго, и рыбного, и соляного, и серебряного, и медного, и оловянного, и со всякого товару, что купят на монастырь, померу и всяких Наших пошлин не дают, и наместники Наши и всякие приказные люди, в которых городах Троицкая Сергиева монастыря вотчина ни есть, монастырских старцов, и слуг, и купчих, и крестьян, и дворников не судят ни в чем, и кормов своих не емлют, и доводчики их и праведчики и их люди не въезжают к ним ни по что, и поборов своих не берут, и денежные сборщики и посланники в их вотчину не въезжают к ним ни по что.
А случится суд с местной монастырским людем с городскими людьми или с волостными: и Наместники Наши и всякие приказные люди, в которых городах Троицкая Сергиева монастыря вотчина ни есть, судят, а Архимандрит с братьей, или их прикащик с ними ж судит, или кому прикажут.
А прав, или виноват монастырской человек, и он в правде и в вине Архимандриту и Келарю с братьей, а Наместнике Наши и их тиуны и всякие приказные люди, в монастырского человека, в праваго и в виноватаго, у них не вступаться ни чем.
А городской человек прав, или виноват, Наместником и Наместника и Волостелина двора не делают.
А кто с древа убьется или в воде утонет, или мертвого водой принесет к монастырской земле, или кого возом сотрет, или колесом на мельнице сотрет, или убитым человеком подкинуть, или кого зверь съест, или лошадь убьет, или объестся, или кусом подавится, и кого гром убьет, или кто от своих рук утеряется: и с тех мертвых людей, в которых городах Троицы Сергиева монастыря вотчины села и деревни и дворы, и Наши Наместники и всякие приказные люди и их тиуны, головщины на них не емлют.
А кому будет чего искать на Архимандрите, на старцах: ино их судит, отец Наш Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руссии, или кому Он Великий Государь повелит их судити.
А ратные люди и проезжие в их монастырской вотчине не ставятся, и кормов сильно не емлют, а станут ратные люди и проезжие, и они корм себе и лошадям купят по цене.
А наши крестьяна и Патриарши, и Митрополичьи, и Архиепископли, и Епископли и Княжие, и Боярские, и монастырские к Троицким крестьянам на пиры и на братчины и на свадьбы незваны не ездят, а кто приедет незван, и они его сошлют с двора безпенно, а не послушает незваной, с двора не пойдет, и учнет пить сильно, а учинится какой убыток, и они без суда на нем возмут вдвое, и крестьяне всех их вотчин, сел и деревень Наших повозов и иных ни которых розметных дел не розметывают, и по городам Бояре Наши и Воеводы.
И Наместники, и Дьяки, и всякие приказные люди Троицких стартов, и слуг, и служебников, и купчин, и крестьян, и дворников не судят ни в чем, и пристава по них, кроме данного пристава, не посылают, и обид им и убытков не чинят, и в обиду их никому не дают, и во всякие Троицкие угодья не вступаются, чтоб Троицкой казне ни от кого ни в чем убытков не было. Также есмя их пожаловали, по прежней жалованной грамоте, блаженные памяти, Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского, Троицы Сергиева монастыря с монастырских дел с их исков, на ком они учнут чего искати и кто на них учнет искати на Троицких старцех, и на слугах, и на, крестьянех, судных пошлин имати не велено, и в истцовых искех Троицким Сергиева монастыря слугам лутчим людем, которые ходят за делы на Москве, креста им не целовати, а велели сироте их у креста стояти.
Также есми их пожаловали для Наших Государских к живоначальной Троице в Сергиев монастырь приходов, и на монастырские обиходы, рыбу всякую и соль купить, против прежней Нашей Государской жаловальной грамоты, какого им дана во 129 году, по помете Думного Дьяка Нашего Ивана Грамотна за приписью Дьяка Нашего Семена Головина, а в той Нашей грамоте написано, велено им на монастырской обиход возити на год по шести тысяч осетров и шевриг, триста колуг, тритцать косяков белужьих, шестьсот пуд икры, да бочечные рыбы осетрины пятнадцать бочек, пять бочек тешь меж косных, десять бочек окряньи, пять бочек молок, пять сот спинок и батогов, двести теш белужьих, десять тысяч белых рыбиц, пять тысяч вязиги, десять тысяч пуд соли.
А которого году Троицы Сергиева монастыря, по приказу Архимандрита да Келаря, старцы, или служки монастырские купчины пойдут судном в Астрахань по тое рыбу, и по икру, и по вязигу, и по соль, а повезут в том судне запасы всякие, чем им до Нашей отчины, до Астрахани и до Нижняго и по иным городам до Москвы ходить, и как пойдут они из Астрахани с рыбой, и с солью, и с икрой, и с вязигой, и с молоки: и в Ярославле, и на Костроме, и в Муроме, и в Нижнем, и в Василе городе, и в Чебоксарех и в Кокшарском, и в Свияжском, и в Казани, и в Самарском городе, и в Астрахани, и во всех тех городах Боярам Нашим, и Воеводам, и Дьяком, и приказным людем, и Таможным Головам, и по рекам перевощиком, и по мытом мытном, и откупщиком и всяким пошлинником с тое рыбы, и с икры, и с вязиги, и с молок, и с соли, и с судна, и с людей, во всех городах, проезжих и всяких пошлин не имать, и пропущать их везде безпошлинно, а Наших запасов хлебных и лесовых и иных ни каких запасов не класти, и Ясырей не сажати, и с того судна никаких снастей и язычных людей, и кормовщиков в городах на Наше дело не имать.
А где будет то их судно станет в зимовье, или будет уметь или судовой задел, на чьей земле нибудь, и тот монастырской годовой запас рыбу, и икру, и вязигу, и соль летом на телегах или водой в судне, а зимой на санех повезут, и с земли позему, и задела и телег, и с судна, и с саней, и с людей, и со всяких запасов, по томуж, никаких Наших пошлин не имати.
А что будет на том Троицком судне клади, сверх Нашего указу, рыбы, иди икры и соли повезут лишка, и с того со всего всякие Наши пошлины имать.
И по городом Бояре Наши, и Воеводы, и Дьяки, и всякие приказные люди по старцов и, послужек монастырских, и по купчих, и по козаков, и по всяких людей, которые на том их судне будут монастырские люди, ни в каких делех приставов по них не дают и не судят их ни в чем, и тем их не убытчат, и простоя им не чинят.
А кому будет чего на них искати, и они на их ищут на Москве, как монастырская служба минется.
Так же есми их пожаловали сю Нашу Государскую, жалованную, тарханную грамоту Архимандриту Дионисию, да Келарю старцу Александру с братией, велели держать в монастыре в Троицкой казне, а с сее Нашия жаловальные грамоты велели дать список за Дьячьей приписью, и тот список посылати им по городам и по волостям для Наших Бояр, и Воевод, и Наместников, и всяких приказных людей.
А Боярам Нашим, и Воеводам, и Наместником, и Дьяком, и всяким приказным людем, и посланником, и денежным сборщиком,
и ямским стройщиком, и Таможным Головам, и целовальником, и мытчиком, и перевощиком, и мостовщиком и всяким пошлинником о всем ходити по сей Нашей Государской, жалованной, тарханной грамоте.
А кто через сию Нашу Государскую жалованную грамоту живоначальные Троицы Сергиева монастыря старцов, и слуг, и крестьян чем изобидит, и тому от Нас Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии быть в опале.
А где Троицы, Сергиева монастыря старцы или служки с сее Нашия Государские жалованные грамоты, список за Дьячьей приписью явят, и они с того явки и пошлин не дают ни чего.
Дана сия Наша Государская жалованная Грамота в Нашем царствующем граде Москве, лета 7133 Апреля в день.
У подлинной пишет на обороте Царь и Великий Князь Михаил Феодоровичь, всея Руссии Самодержец.
А подписал Государев, Царев и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Дьяк Семен Бредихин. Справа подьячего Гришки Старого.
Лета 7165 Маия в 20 день Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые России Самодержец, сее грамоты Отца своего Государева, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Руссии Самодержца, слушав живоначальные Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Иоасафа, да Келаря старца Арсения Суханова, да Казначея старца Дионисия с братьей, и кто по них в том монастыре иный Архимандрит, и Келарь, и Казначей, и братия будут, подмалевал, велел им сю грамоту подписати на свое Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Beликие, и Малые, и Белые России Самодержца имя, и рудити ее не велел ни кому ни чем, а велел ходить о всем по тому, как в сей грамоте писано.
А в той Нашей жалованной грамоте написано: которая у них вотчина прибыла в монастырь после Деда Нашего, блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссии жаловальные тарханные грамоты, в Великом Новегороде, в Сытинском и в Литовском погосте сельцо Кунья гора, Сытино тож, да сельцо Сопки с деревнями у Соли Галицкие сельцо Гнездниково, да Попова слободка на Луде монастырской двор и соляная варница, да вотчины ж их Троицкие в Московском, и в Коломенском,
в Боровском, в Ярославском Малом, в Оболенском, в Верейском, в Вологодском, в Мещовском, в Старицком, в Новоторжском, в Тверском, в Клинком, в Бежецком Верху, в Углицком, в Кашинском, в Белозерском, в Пошехонском, в Ярославском, в Костромском, в Плеском, в Гороховском, в Балахнинском, в Нижегородском, в Муромском, в Володимирском, в Суздальском, в Юрьевском, в Переяславском, в Ростовском, в Радонежском, в Дмитровском уездех села, и деревни, и починки, и пустоши, да на Луде, и на Тотьме, и в Нерехте, и в Переславле-Залеском, и на Холую, и на Балахне, и у Соли Галицкие соляные варницы и дворы монастырские, а в старых жаловальных грамотах те варницы и дворы монастырские написаны запустели от хлебного недороду и от лихова поветрия.
Да в той же жалованной грамоте 126 году написано: пожаловали есмя, велели дать в дом Пресвятые Живоначальные Троицы Преподобному Чудотворцу Сергию в вотчину в Московском уезде городок Радонеж с пустошьми, и с пашней, и с сенными покосы, и со всякими угодьи, как было изстари, к тому городку по старым межам.
Также есмя их пожаловали, велели им Стромынской монастырь и монастырскую вотчину ведати и строите, по благословению преподобного Чудотворца Сергия, по прежнему, как в Чудотворстве Сергиеве житье про тот монастырь написано.
Также есмя их пожаловали, велели владети у Нас на Москве, в Китае городе, на Ильииском крестце хозяиновским двором Тютина, да за деревянным городом за Никитскими вороты на левой стороне, да за Стретинскими вороты, за деревянным же городом, по обе стороны реки Неглинные, от городовые стены по верхнюю
плотину, старыми их монастырскими дворовыми месты и огороды, как преж сего за ними было, да им же велели владеть в Боровску на посаде порозжими дворовыми месты и огороды и выпуски по реке Поротве под Рожественской монастырь и в Высоцкую слободу, что бывала изстари за Татары Галицкие волости.
Да им же велели владеть в Нижегородском уезде к Троицкому селу Варварскому с деревнями за рекой за Волгой лугами и сенными покосы с Борчаги, да к бору по пронос, да по Нюжемку.
Да им же велели дать на Вологде, внутри города, за Воеводским двором в углу, пустопорозжаго места под двор, поперег улицы пятнадцать сажень, а в длину от дороги к городовой стене с Воеводским двором ровно одиннадцать сажень.
Да им же велели владеть в Вологодском уезде Нашего Дворцоваго села Говорова деревней Ершевкой с пустошкой, что написано в отдельных книгах: Бесов Крюк.
Да у той же деревни Ершевки под двором на реке на Вологде мельницей и мельничными анбары по обе стороны реки Вологды и с сенными покосы и всякими угодьи.
Да им же велели в Переяславском уезде ведати и строите Махрицкой монастырь, да того ж монастыря в Вологодском уезде в Авнеге монастырь же Великих Чудотворцев Григория и Кассиана по прежнему.
Да им же велели дать на Устюге на посаде, у Рождества Христова, против Никольского попа Ивана Пуляева, да посадского человека Омельяна Выламаева дворовое место, поперег десять сажень до острогу, а в длину девятнатцать сажени.
Да им же велели ведати и строите на Алаторе Троицкой монастырь и монастырскую вотчину с рыбными ловлями, и с перевозом, и с мельницей, и со всякими угодьи.
Да им же велено у Мурманского моря церковь Верховных Апостол Петра и Павла строити, а к той церкве на церковное строение велели есмя им давать половина реки Поноя, а оброку с тое реки Поноя велели с них в Нашу казну имать сверх церковного строения по три рубли на год.
Да у них же в Колмогорском уезде Николы Чудотворца Чючеремской монастырь и монастырскую вотчину велели от посаду и от черных сох отписати, и с посадом и черными сохами тянути, и оброку и всяких податей платити им не велели, а велели им всякие Наши доходы платити Троицких вотчин со крестьяны вместе.
Да им же велели ведати и строити в Бежецком Верху на Городецке Макарьеву пустыню и монастырскую вотчину со всякими угодьи.
Да они ж положили перед Нами жалованную грамоту 151 года за приписью Дьяка Нашего Прокофья Пахирева с прежния жаловальные грамоты лета 7047 году за приписью Дьяка Юрья Сидорова, а начало у той прежней, грамоты Государское имя отодрано, а сказал Сергиева монастыря Стряпчий Иван Павлов, что у той жалованной грамоты начало отодрано в Московское разоренье, а была де та грамота в ту пору на Балахне у их же монастырского служки у Истомы Солевара, а в той же жалованной грамоте написано: монастырские их воды на реки на Волге и завод Кресщольская и песок, да около Толстиков трех островов пески и подпесочья, да пожни, что на тех же островах, да озеро Лунское с истоком и с пожнями по старине.
А велел есми им те воды на себя ловить потому ж, как наперед того ловили, да место дворовое у соли у Балахонской, и варишцы, и трубные места, и кладища дровяные, да в городе на Балахне место осадное, Да к тем же их монастырским рыбным ловлям из оброчных вод в реке в Волге рыбная ловля Осередок Мокрой, да песок Золотуха, что против Золотых колец, да озеро Мещерское с истоком выше стрелицы, а пониже Холстиков трех островов, что по конец их монастырских вод, и с тех рыбных ловель и с дворов и с варниц, оброков и пошлин всяких не емлют.
И Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Руссии и отец Наш Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руссии, Живоначальный Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Дионисия да Келаря Старца Александра с братией, или кто по них в том монастыре иный Архимандрит, и Келарь и братия будут пожаловали, велели те Наши жалованные грамоты переписати вновь на Наше Государское Имя, по Нашему по новому Уложенью, и в тех городах монастырскими вотчинами, и рыбными ловлями, и мельницами, и дворы, и соляными варницами и всякими угодьи велели им владеть по прежней и по сей Нашей Государской жалованной грамоте.
А по Нашему Государскому указу, кто у них в тех их Сергиева монастыря в вотчинах учнут жити людей и крестьян, и тем их людем и крестьяном Наших никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давать, опричь Нашего Государского указу, и ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго и острожного дела, а ямские им деньги и стрелецкие хлебные запасы давать, и городовое и острожное дело делать по писцовым и по дозорным книгам с живущаго с сошными людьми вместе.
Также есми пожаловали, в которых у них городах монастырская вотчина ни есть, не надобе им осьминичное и туковое, ни костки, ни занос и ямчуги не варят, и мыта, и тамги, и весчаго у и померного, ни пятна, ни подымного не платят, и на яму с подводами не стоят, и бережные и иные ни которые, и лесу и камени не возят, и кормов Наших ни конских не дают, и лугов Наших не косят, и хлеба Нашего не молотят и не возят, и недельщики Наши и их племянники, в их вотчину не въезжают и сроков не наметывают, а въезжают и сроки наметывают на три срока: на Рождество Христого, да на Троицын день, да на Семен день летопроводца, ни ямского двора не делают, и у тюрем сторожи не стерегут, и целовальников к губному делу ни к денежному, ни к тамге, ни к мыту, к сбору и к перевозу не емлют, и мостов не мостят, и по рекам перевозов и мостов и мостовщики не дают, ни к ямчужному анбару сору и дров не возят, ни кормов, ни проводников и подвод Татарских иных никаких не дают, ни с сотскими, ни с пятидесятскими, ни с десятскими, ни с черными людьми, Нашего всякого тягла не тянуть, и в своры на лоси, и на медведи, и на волки, и на лисицы не ездят, и ловчие Наши и охотники и псари в их вотчину не въезжают, ни станов не чинят, ни собак Наших не кормят, ни проводников ни кормов не емлют, и поборов своих не берут.
И где поедут из монастыря старцы или бельцы, на которой город ни буди, купити чего на монастырской обиход, и на свой рыбную ловлю, где ни буди, на судех или на возех, или на телегах, и они мыта и тамги и перевозов и мостовщины, и с судов, и с людей головщины, ни весчаго, медоваго, и рыбного, и соляного, и серебряного, и медного, и оловянного, и со всякого товару, что купят на монастырь, померу и всяких Наших пошлин не дают, и наместники Наши и всякие приказные люди, в которых городах Троицкая Сергиева монастыря вотчина ни есть, монастырских старцов, и слуг, и купчих, и крестьян, и дворников не судят ни в чем, и кормов своих не емлют, и доводчики их и праведчики и их люди не въезжают к ним ни по что, и поборов своих не берут, и денежные сборщики и посланники в их вотчину не въезжают к ним ни по что.
А случится суд с местной монастырским людем с городскими людьми или с волостными: и Наместники Наши и всякие приказные люди, в которых городах Троицкая Сергиева монастыря вотчина ни есть, судят, а Архимандрит с братьей, или их прикащик с ними ж судит, или кому прикажут.
А прав, или виноват монастырской человек, и он в правде и в вине Архимандриту и Келарю с братьей, а Наместнике Наши и их тиуны и всякие приказные люди, в монастырского человека, в праваго и в виноватаго, у них не вступаться ни чем.
А городской человек прав, или виноват, Наместником и Наместника и Волостелина двора не делают.
А кто с древа убьется или в воде утонет, или мертвого водой принесет к монастырской земле, или кого возом сотрет, или колесом на мельнице сотрет, или убитым человеком подкинуть, или кого зверь съест, или лошадь убьет, или объестся, или кусом подавится, и кого гром убьет, или кто от своих рук утеряется: и с тех мертвых людей, в которых городах Троицы Сергиева монастыря вотчины села и деревни и дворы, и Наши Наместники и всякие приказные люди и их тиуны, головщины на них не емлют.
А кому будет чего искать на Архимандрите, на старцах: ино их судит, отец Наш Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руссии, или кому Он Великий Государь повелит их судити.
А ратные люди и проезжие в их монастырской вотчине не ставятся, и кормов сильно не емлют, а станут ратные люди и проезжие, и они корм себе и лошадям купят по цене.
А наши крестьяна и Патриарши, и Митрополичьи, и Архиепископли, и Епископли и Княжие, и Боярские, и монастырские к Троицким крестьянам на пиры и на братчины и на свадьбы незваны не ездят, а кто приедет незван, и они его сошлют с двора безпенно, а не послушает незваной, с двора не пойдет, и учнет пить сильно, а учинится какой убыток, и они без суда на нем возмут вдвое, и крестьяне всех их вотчин, сел и деревень Наших повозов и иных ни которых розметных дел не розметывают, и по городам Бояре Наши и Воеводы.
И Наместники, и Дьяки, и всякие приказные люди Троицких стартов, и слуг, и служебников, и купчин, и крестьян, и дворников не судят ни в чем, и пристава по них, кроме данного пристава, не посылают, и обид им и убытков не чинят, и в обиду их никому не дают, и во всякие Троицкие угодья не вступаются, чтоб Троицкой казне ни от кого ни в чем убытков не было. Также есмя их пожаловали, по прежней жалованной грамоте, блаженные памяти, Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского, Троицы Сергиева монастыря с монастырских дел с их исков, на ком они учнут чего искати и кто на них учнет искати на Троицких старцех, и на слугах, и на, крестьянех, судных пошлин имати не велено, и в истцовых искех Троицким Сергиева монастыря слугам лутчим людем, которые ходят за делы на Москве, креста им не целовати, а велели сироте их у креста стояти.
Также есми их пожаловали для Наших Государских к живоначальной Троице в Сергиев монастырь приходов, и на монастырские обиходы, рыбу всякую и соль купить, против прежней Нашей Государской жаловальной грамоты, какого им дана во 129 году, по помете Думного Дьяка Нашего Ивана Грамотна за приписью Дьяка Нашего Семена Головина, а в той Нашей грамоте написано, велено им на монастырской обиход возити на год по шести тысяч осетров и шевриг, триста колуг, тритцать косяков белужьих, шестьсот пуд икры, да бочечные рыбы осетрины пятнадцать бочек, пять бочек тешь меж косных, десять бочек окряньи, пять бочек молок, пять сот спинок и батогов, двести теш белужьих, десять тысяч белых рыбиц, пять тысяч вязиги, десять тысяч пуд соли.
А которого году Троицы Сергиева монастыря, по приказу Архимандрита да Келаря, старцы, или служки монастырские купчины пойдут судном в Астрахань по тое рыбу, и по икру, и по вязигу, и по соль, а повезут в том судне запасы всякие, чем им до Нашей отчины, до Астрахани и до Нижняго и по иным городам до Москвы ходить, и как пойдут они из Астрахани с рыбой, и с солью, и с икрой, и с вязигой, и с молоки: и в Ярославле, и на Костроме, и в Муроме, и в Нижнем, и в Василе городе, и в Чебоксарех и в Кокшарском, и в Свияжском, и в Казани, и в Самарском городе, и в Астрахани, и во всех тех городах Боярам Нашим, и Воеводам, и Дьяком, и приказным людем, и Таможным Головам, и по рекам перевощиком, и по мытом мытном, и откупщиком и всяким пошлинником с тое рыбы, и с икры, и с вязиги, и с молок, и с соли, и с судна, и с людей, во всех городах, проезжих и всяких пошлин не имать, и пропущать их везде безпошлинно, а Наших запасов хлебных и лесовых и иных ни каких запасов не класти, и Ясырей не сажати, и с того судна никаких снастей и язычных людей, и кормовщиков в городах на Наше дело не имать.
А где будет то их судно станет в зимовье, или будет уметь или судовой задел, на чьей земле нибудь, и тот монастырской годовой запас рыбу, и икру, и вязигу, и соль летом на телегах или водой в судне, а зимой на санех повезут, и с земли позему, и задела и телег, и с судна, и с саней, и с людей, и со всяких запасов, по томуж, никаких Наших пошлин не имати.
А что будет на том Троицком судне клади, сверх Нашего указу, рыбы, иди икры и соли повезут лишка, и с того со всего всякие Наши пошлины имать.
И по городом Бояре Наши, и Воеводы, и Дьяки, и всякие приказные люди по старцов и, послужек монастырских, и по купчих, и по козаков, и по всяких людей, которые на том их судне будут монастырские люди, ни в каких делех приставов по них не дают и не судят их ни в чем, и тем их не убытчат, и простоя им не чинят.
А кому будет чего на них искати, и они на их ищут на Москве, как монастырская служба минется.
Так же есми их пожаловали сю Нашу Государскую, жалованную, тарханную грамоту Архимандриту Дионисию, да Келарю старцу Александру с братией, велели держать в монастыре в Троицкой казне, а с сее Нашия жаловальные грамоты велели дать список за Дьячьей приписью, и тот список посылати им по городам и по волостям для Наших Бояр, и Воевод, и Наместников, и всяких приказных людей.
А Боярам Нашим, и Воеводам, и Наместником, и Дьяком, и всяким приказным людем, и посланником, и денежным сборщиком,
и ямским стройщиком, и Таможным Головам, и целовальником, и мытчиком, и перевощиком, и мостовщиком и всяким пошлинником о всем ходити по сей Нашей Государской, жалованной, тарханной грамоте.
А кто через сию Нашу Государскую жалованную грамоту живоначальные Троицы Сергиева монастыря старцов, и слуг, и крестьян чем изобидит, и тому от Нас Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии быть в опале.
А где Троицы, Сергиева монастыря старцы или служки с сее Нашия Государские жалованные грамоты, список за Дьячьей приписью явят, и они с того явки и пошлин не дают ни чего.
Дана сия Наша Государская жалованная Грамота в Нашем царствующем граде Москве, лета 7133 Апреля в день.
У подлинной пишет на обороте Царь и Великий Князь Михаил Феодоровичь, всея Руссии Самодержец.
А подписал Государев, Царев и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Дьяк Семен Бредихин. Справа подьячего Гришки Старого.
Лета 7165 Маия в 20 день Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые России Самодержец, сее грамоты Отца своего Государева, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Руссии Самодержца, слушав живоначальные Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Иоасафа, да Келаря старца Арсения Суханова, да Казначея старца Дионисия с братьей, и кто по них в том монастыре иный Архимандрит, и Келарь, и Казначей, и братия будут, подмалевал, велел им сю грамоту подписати на свое Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Beликие, и Малые, и Белые России Самодержца имя, и рудити ее не велел ни кому ни чем, а велел ходить о всем по тому, как в сей грамоте писано.