Стольники, и Стряпчие, и Дворяне Московские, и Жильцы, и из городов Дворяне, и дети Боярские, и всяких чинов служилые люди! Великий Государь велел вам сказать: Ведомы всем вам Королевские неправды, блаженные памяти, к отцу Нашему, Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Руссии и к Нам Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Великие и Малые и Белые России Самодержцу, и за то ваше доброе хотенье за Святые Божия церкви и за отца Нашего Государева, блаженные памяти Великого Государя, Царя и Великого Князя Михайла Феодоровича всея Руссии, также и за Нас Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, за злые Его Королевские неправды к Нам Государем хотите служить с радостными слезами и желательными сердцами, и Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые России Самодержец, за то вас милостию похваляем. Да вам же Государь велел сказать, которые на срок по Его Государеву указу стали в Вязме Марта в 17 день, и Государь вас Голов и Сотенных людей жалует придачей к прежнему вашему окладу, всем поровну, поместного по пятидесят четей, денег по пяти рублев.
А которые из вас на Его Государев указной срок не поспели в Вязме и писалися после указного сроку в Вязме и на станех и в Смоленску и за Смоленским, и за те ваши вины, указал было Государь отнять окладов по двести четей, да со ста дворов по дватцати дворов и отдать в роздачу, а ныне Государь Царь, и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые России Самодержец, для нынешния вашея службы и за ваше чистое доброе обещание в службе до крови, вины ваши велел отдать на том, что вам впредь тем не хвалиться, что на срок не поспели, и за те ваши вины ничего вам не учинили, и на то не надеятся, что и впредь не поспевать, а вам также ничего не будет.
А кто дерзнет впредь такие речи говорить, а Великому Гссударю про то будет ведомо, и ему быть в жестоком наказанье и в Государеве опале, а поместья и вотчины отдать в роздачу.
И вам бы хранить Его Государево повеление подобает так, яко зеницу ока, со всяким радостным страхом и трепетом, и за Его такую и великую прещедрую и премногую милость платить службой и кровью, а ваша служба у Него Великого Государя в забвеньи не будет.
Да вам же Государь велел объявить: будет Король Польской не помня Бога и не узнается к Нам Великому Государю в своей неправде и неучнет мириться, а так как годно Богу и Нам Государю, и Мы, Великий Государь, прося у Всемилостиваго и Всесильного Бога милости и у превратные и грозные Воеводы, общия нашея Заступницы всего рода Христианского, Пресвятые Богородицы, которая изволила своим образом и до днесь воевать их Литовскую и Польскую землю, и не могут нигде противу её стояти, писано бо есть: лихо противу рожна прати и взяв на помощь честный и животворящий крест Господень, которым крестом древле Благочестивый Царь Константин победил Царя Максентия за изгнание православные веры, будем зимовать сами и за милостию Божией воевать, доколе Он нам Владыко свое дело свершит.
А чтоб, за милостию Божией ныне совершить и дело привесть в конец, как даст Бог перейдем за реку Березню, и Мы, Великий Государь, укажем вам всем везде хлеб и животину имать в приставство, и вам бы то ведать, Его Государев указ, и с ним Государем служить не щадя голов своих, а деревень бы не жечь, для того, что те деревни вам же пригодятся на хлеб и на пристанище, а кто учнет жечь, и тому быть во всяком разореньи и в ссылке, а холопу, который созжет, быть казнену безо всякие пощады.
А будет кто, не помня милости Божий и Нашего Государева жалованья, и позабыв прежнее крестное целованье и Евангельскую заповедь, побежит с службы, Нас Государя оставя, или болезнь прикинет, не хотя служить, а челобитчики станут на них извещать, и по их извету, Нам Великому Государю про то будет ведомо: и ему быть казнену безо всякой пощады, а поместья и вотчины отдадут в роздачу челобитчикам.
И вам бы Ему Государю потщиться верой и правдой от всего чистого сердца с радостью, безо всякого сомненья, сколько милосердый Бог помощи подаст, безо всякого ворчанья, и переговоров бы о том отнюдь не было, кто и скуден, и о том милости просить у Государя, а не ворчать, и не бежать с службы.
А кто будет с радостию с Ним Государем служить до отпуску, сами узрите какая Его Государская милость будет к вам.
А Государь идет с стану, прося у Бога милости за реку Березу, завтра к Вильне (современный Вильнюс, польск. Wilno) и к Варшаве.
А которые из вас на Его Государев указной срок не поспели в Вязме и писалися после указного сроку в Вязме и на станех и в Смоленску и за Смоленским, и за те ваши вины, указал было Государь отнять окладов по двести четей, да со ста дворов по дватцати дворов и отдать в роздачу, а ныне Государь Царь, и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые России Самодержец, для нынешния вашея службы и за ваше чистое доброе обещание в службе до крови, вины ваши велел отдать на том, что вам впредь тем не хвалиться, что на срок не поспели, и за те ваши вины ничего вам не учинили, и на то не надеятся, что и впредь не поспевать, а вам также ничего не будет.
А кто дерзнет впредь такие речи говорить, а Великому Гссударю про то будет ведомо, и ему быть в жестоком наказанье и в Государеве опале, а поместья и вотчины отдать в роздачу.
И вам бы хранить Его Государево повеление подобает так, яко зеницу ока, со всяким радостным страхом и трепетом, и за Его такую и великую прещедрую и премногую милость платить службой и кровью, а ваша служба у Него Великого Государя в забвеньи не будет.
Да вам же Государь велел объявить: будет Король Польской не помня Бога и не узнается к Нам Великому Государю в своей неправде и неучнет мириться, а так как годно Богу и Нам Государю, и Мы, Великий Государь, прося у Всемилостиваго и Всесильного Бога милости и у превратные и грозные Воеводы, общия нашея Заступницы всего рода Христианского, Пресвятые Богородицы, которая изволила своим образом и до днесь воевать их Литовскую и Польскую землю, и не могут нигде противу её стояти, писано бо есть: лихо противу рожна прати и взяв на помощь честный и животворящий крест Господень, которым крестом древле Благочестивый Царь Константин победил Царя Максентия за изгнание православные веры, будем зимовать сами и за милостию Божией воевать, доколе Он нам Владыко свое дело свершит.
А чтоб, за милостию Божией ныне совершить и дело привесть в конец, как даст Бог перейдем за реку Березню, и Мы, Великий Государь, укажем вам всем везде хлеб и животину имать в приставство, и вам бы то ведать, Его Государев указ, и с ним Государем служить не щадя голов своих, а деревень бы не жечь, для того, что те деревни вам же пригодятся на хлеб и на пристанище, а кто учнет жечь, и тому быть во всяком разореньи и в ссылке, а холопу, который созжет, быть казнену безо всякие пощады.
А будет кто, не помня милости Божий и Нашего Государева жалованья, и позабыв прежнее крестное целованье и Евангельскую заповедь, побежит с службы, Нас Государя оставя, или болезнь прикинет, не хотя служить, а челобитчики станут на них извещать, и по их извету, Нам Великому Государю про то будет ведомо: и ему быть казнену безо всякой пощады, а поместья и вотчины отдадут в роздачу челобитчикам.
И вам бы Ему Государю потщиться верой и правдой от всего чистого сердца с радостью, безо всякого сомненья, сколько милосердый Бог помощи подаст, безо всякого ворчанья, и переговоров бы о том отнюдь не было, кто и скуден, и о том милости просить у Государя, а не ворчать, и не бежать с службы.
А кто будет с радостию с Ним Государем служить до отпуску, сами узрите какая Его Государская милость будет к вам.
А Государь идет с стану, прося у Бога милости за реку Березу, завтра к Вильне (современный Вильнюс, польск. Wilno) и к Варшаве.