Пребезначальные и живоначальные Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, видимых и невидимых всех, единого Бога верный поклонник, и раб истинный, по Святой Его милости, Аз Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые России Самодержец и со Благоверной Царицей Нашей и Великой Княгиней Марией Ильиничной, и с Сыном Нашим, Благоверным Царевичем, Князем Алексеем Алексеевичем великие ради Божия милости, иже хотяй за малая великие, и за тленная нетленная воздати и молитв ради Пречистые Богородицы, Ея же ради вси надеемся спастися и иже во святых Отца нашего новаго Исповедника и Священномученика Филиппа, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, и Святаго Иакова Праведного, от Бога данного Нам Царства и отчины, пожаловали есмя Отца Нашего и Богомольца Великого Государя, Святейшего Никона,
Патриарха Московскаго и всея Великие и Малые России, по его прошению и обещанию, велели ему вновь состроите монастырь Пречистые Богородицы, честного и славного Ея Одигитрия Иверские и иже во Святых Отца Нашего, новаго Исповедника и Священномученика Филиппа, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, и Святаго Праведного Иакова в Новгородском уезде, в Деревской пятине, на острову на озере Валдае, а ныне по Нашему Царскому изволению, вновь именуемо Свято озеро.
А к тому монастырю Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа, Иакова пожаловали есмя из Наших дворцовых сел в вотчину село Валдай, на том же Святе озере, и с тем Святым озером, да к тому же селу погост Еглицкой, погост Колодцкой, погост Переходской, с деревнями и с починки и с пустошми, да оброчные наши рядки, рядок Яжелбицкой, на большой Московской дороте, на реке на Поломяти, да на том же Яжелбицком рядку, пустую ямскую землю с пустошми и с починки, да в Михайловском погосте рядок Ядров, на Ядровском озере, на том же рядку пустую ямскую землю с пустошми и с починки, погост Великопорожской и Печник на реке на Мсте, рядок Березовской на реке на Мсте же, да на реке на Березаи, в Демонском погосте рядок Селишской на реке Уяне, в Полоновском погосте рядок Полоновской, берегом возле озера Селигера, да в Беженкой пятине рядок на Вышнем Водочке, да погост Петровской, и Борисоглебской на реке на Мсте, в Боровичах погост Спаской и Боровицкой на реке на Мсте же, в том же Спаском и Боровичком погостах рядок Потерпелец, на реке на Мсте пустошь Выдропуск, что преж сего бывал ям, на реке на Тверце с пустошьми, и того села Валдая, и погонов, и рядков с селы, и деревнями, и пустошьми, и починки, и селили, и займищи, и в них торговыми и ремесленными всяких чинов людьми, и крестьян, и бобыли, со всеми их животы и с промыслы, и с пашней, и с лесы, и с сенными покосы, и с отхожими пожнями, и с рыбными ловлями, и с мельницами, с реки и с озеры, со мхи и с болоты, и с бобровыми гоны, и с звериными стойлы, со вспуды и с перевесы, и со всеми угодьи по старине, как было за Нами Великим Государем, в Наших Дворцовых селех с таможенными пошлинами и с перевозами и с хлебными запасы и со всякими поборы, и со всеми доходы во веки неподвижно, дондеже и мир вселе иней стоит.
Да к тому же монастырю Пречистые Богородицы Иверские, пожаловали есмя в вотчину ж, в Короцком же погосте, монастырь Пречистые Богородицы, честного и славного Ея Покрова со крестьян, и со всеми угодья, да в Обонежской пятине, в Заонежской половине, в Деревяницком погосте, монастырь Лисей Рождества Пречистые Богородицы, со всеми вотчинами того монастыря, с селы, и с деревнями, и с починки, и с пустошми, со всеми угодьи.
Да в Петровском и в Борисоглебском погостех, в Боровичах пониже посаду, на реке на Мсте, монастырь Сошествия Святаго Духа и Покрова Пречистые Богородицы, и Святаго Праведного Иакова Чудотворца, со всеми вотчинами того монастыря, с селы, и с деревнями, и с пустошми, с реки, и с озеры, и со всякими угодьи по тому же, как писано выше сего, в сей Нашей Царской жаловальной грамоте.
Да к тому же монастырю Пречистые Богородицы Иверские, пожаловали есмя в Нашем царствующем граде Москве, в Китае городе, за Ветошным рядом в Тупике, на приезд того монастыря Властем с братией, двор, что преям сего ногом дворе стаивали Гречаня.
А в межах тот двор с одну сторону двор Новгородского Митрополита, а с Другую сторону монастырь Богоявленский.
Да в Великом Новегороде пожаловали есмя в тот же Свято-озерской монастырь, Михайловской двор Милославского с садом, и со всяким строением, на приезд того монастыря Властем с братией по старым межам, и по Писцовым книгам.
Также Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые России Самодержец, и Наша Благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Ильична, и Сын Наш Благоверный Царевич Князь Алексей Алексеевич, по прошению Отца Нашего и богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Великие и Малые России, пожаловали, велели ему дать к тому монастырю Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова, купленные его вотчины, что ему продали Стольник Наш, Князь Иван Князь Дмитриев сын Пожарской, отца своего Боярина Князь Дмитрия Михайловича Пожарного купленую вотчину, что он купил у Князя Ефима Мышецкого в Новогородоком уезде, в той же Деревской пятине, в Листовском погосте сельцо, что была деревня Рахин мост на Московской дороге по обе стороны реки Холовы, да в Колтоцком погосте усадище, сельцо Плоское с деревнями и с починки и с пустошми, да в Ноторжском уезде в Зашегринском стану купленую ж вотчину, село, что была слободка Шумовская на реке на Тверце, что ему продал Иван Иванов сын Урусов, отца своего купленую вотчину Ивана Степанова сына Урусова.
Да в Клинском уезде, купленые ж вотчины, что ему продали вдова Дарья Дьяка Гавриловская жена Леонтиева с детьми, с Иваном и с Борисом, сельцо Щапово с деревнями и с пустошми, да Назарий Герасимов сын Мартемьянов деревню Максимково, да деревню Ясеново, да деревню Дмитрову, да что ему продали Чудова монастыря Архимандрит Ферапонт, да Келарь, старец Феодосий с братией, по приказу и по духовной вдовы Федосьи Павловы жены Волынского, вотчину в Московском уезде, в Манатине, и в Быкове, и в Коровине стану деревню, что была пустошь Холзуево, а Ескино и Фуниково тож, на Коровье враге, да погост на речке на Студенке с пустошми по тому же со всеми угодьи. Также пожаловали есмя, утвердили и укрепили в монастырь Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова в вотчину, в Старой Русе, у Соляного озерка, на берегу на Порусье реке, близко Староруского посаду, шесть варниц вкладных с црены, и с соляными анбары, и со всякими варнишными заводы, да двор, который поставлен для того соляного варнишного промыслу в Старой Русе, у церкви святые Великомученицы Параскевии, нареченные Пятницы, с огородом, а те шесть варниц, и двор с огородом, со всякими заводы, по Нашему Царскому указу, дал вкладу в монастырь Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев, Гостиной сотни Парфений Лукьянов сын Веневитов: и теми варницами и двором с огородом владеть во веки неподвижно, а оброку с тех варниц и с соли пошлин имать не велели.
Также есмя пожаловали Отца Нашего и богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского, и всея Великие и Малые России, меновными вотчинами, что в нынешнем во 162 году, по его Указу выменяли Пречистые Богородицы, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова, Святоозерского монастыря Архимандрит и Келарь и Казначей с братией, Живоначальные Троицы Сергиева монастыря у Архимандрита и у Келаря и у Казначея с братией, их монастырские вотчины, в Новоторжском уезде в Дмитровской волости село Медну, да в Перевицкой волости село Кунганово с деревнями и с пустошми, да в городе в Торжку двор осадной, да в Твереском уезде в Шесткинском стану село Стружну с деревнями и с пустошми, да в Старицком уезде в Выборовской волости, село Станишино, да село Васильевское с деревнями же и с пустошми, да в Великом Новегороде двор осадной, с садом и со всем дворовым строением, да в Новогородском уезде в Деревской пятине, в Сытинском погосте, село Кунью гору, да в Листовском погосте, село Сопки, да в Лодыженском стану деревня Дуброва с деревнями ж и с пустошьми, с реки и с озеры и со всякими угодьи, на монастырскую свой вотчину, что им пожаловал он Отец Наш и богомолец в Кашинском уезде, село Горицы, да село Стоянец, да приселок Русилово, с деревнями и с пустошми и со всякими угодьи.
А те Кашинские села, Отец Наш и богомолец, Великий Государь, Святейший Никон Патриарх, выменил из домовых вотчин Пречистые Богородицы честного и славного Ея Успения, и Великих Святителей Петра и Алексея и Ионы, Московских и всея России Чудотворцев, на Курмышевскую свой вотчину, на село Антоново, на деревню Юрьевку, что пожаловали Мы, Великий Государь ему, Отцу своему и богомольцу, то село Антоново и деревню Юрьевку, постарше особ в вотчину.
И те меновные и купленые вотчины и варницы, по тому же со всеми угодьи, как писано выше сего, в сей Нашей Царской, жаловальной грамоте, по Нашему Царскому жалованью, в дом Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова, также во веки неподвижно, дондеже мир вселенней стоит, и сия святая обитель Пречистые Богородицы.
А четвертная пашня, в тех во всех вотчинах, в Нашем жалованье и в купленных и в меновных, в селех, и деревнях, и в погостах, и в пустошах, и в починках, и в рядках, торговые, и ремесленные, и всяких чинов люди, и крестьяне и бобыли, и селища и займища, и сено, и лес, и отхожия пожни и реки, и озера, и рыбные ловли, и мельницы и всякие угодья, по Нашим Царским жаловальным грамотам, и по старым и по новым писцовым, и дозорным и платежным книгам, и по дачам, и по выписям, и по купчим, и по закладным, и по меновным записям и по данной.
А будет кто, тем купленым и закладным вотчинам, и варницам, выйщется по родству вотчичь, и похочет те вотчины из монастыря Пречистые Богородицы выкупить, или меновными вотчинами розменятися, и тех вотчин и варниц на выкуп и на розмен никому не давать.
Крепки те вотчины и варницы, по Нашему Царскому жалованью, по сей Нашей Царской жаловальной грамоте, в дому Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова, во веки неподвижно.
Также Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые России Самодержец, и Благоверная Наша Царица и Великая Княгиня Мария Ильична, и сын Наш Благоверный Царевичь Князь Алексей Алексеевич, пожаловали Отца Нашего и богомольца Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского, и всея Великие и Малые России, что преж сего в том селе Валдае, а по нынешнему прозванию в Богородицам, и в иных селех, и в деревнях, и в рядках, и на погостех, которые по Нашему Царскому жалованью, в вотчинах Пречистые Богородицы Иверского монастыря торги есть и впредь будут, пошлину имать велели рублевую, против Нашего Государева указа со всяких товаров, а мостом и перевозам быти по прежнему.
И сбирать мостовщика, и перевоз и пошлину, по Нашему Царскому указу, в домовую Пречистые Богородицы монастырскую казну, по сей Нашей Царской жаловальной грамоте, и по сему Нашему Царскому жалованью.
И велели есмя, тех крестьян, что ныне дали, по прошению Отца Нашего и богомольца Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России, в монастырь Пречистые Богородицы Иверские, село Богородицкое, с селы и с деревнями, и рядки, и погосты, и починки, обелить ото всяких Наших пошлин, и с тех крестьян, ни которые Нашия пошлины, рыбные, и лавочные, и ангарные, и приметных, и данных, и оброчных, и тамги, и осминичных денег, ни явки, ни пятинного, ни свадебного, ни убрусного и никаких пошлин, на Нас имать есмя не велели, и Наши десятинные пашни не пашут, и сена не косят, и никакого изделья на Нас не делают, и Наших дворцовых сел, старостам, и целовальникам, и сотским, ни в какие протори и в мирские разметы с волостными людьми ничего не тянут, и к Нашим ни к которым делам, к таможенным и кабацким сборам, в головы и в целовальники, ни к десятинному, ни к какому сбору, тех монастырских крестьян не выбирать, и не посылать ни в какие в отъезжия службы.
А что будет Пречистые Богородицы Иверского монастыря вотчины того села Богородицкого, и иных сел, и рядков, и погостов, и деревень, и печников крестьяне, в которых городах, или в волостях купят на монастырской обиход хлеба, и рыбы, и всяких монастырских запасов, что им надобно на монастырской обиход, или продадут хлеба ж, и рыбы, и соли, и всяких запасов, и Наши приказные и всякие пошлинные люди, и таможенные головы, и целовальники, и откупщики, дают им пуд и меру безпошлинно, неизволоча, а пошлин у них с тех покупных и продажных со всяких монастырских товаров, ничего не емлют.
Також посланники Наши, в том селе, что был Валдай, а ныне Богородицыно, и в иных селех, и в деревнях, и в рядках, и на погостех, и на починках, которые по Нашему Царскому жалованью отданы в вотчину Пречистые Богородицы в Иверской монастырь, у крестьян во дворех, и в анбарех, и в лавках не ставятся, и подвод, и проводников, и судов, и гребцов, и кормщиков у них не емлют, из волости в волость не провожают, и под Нашу казну, и Под десятинную рыбу, и под Наши запасы судов у них не отписывает, и подвод у них не емлют.
И Наши Бояре, и Воеводы, и приказные люди тех монастырских крестьян не судят, и не ведают их ни в чем, ни в каких делах и пошлин с них и явки не емлют, а судят их и ведают во всем, Пречистые Богородицы Иверские, и Святаго Священномученика нового исповедника Филиппа Митрополита Московского и всея России, и Святаго праведного Иакова, чудотворцев, новаго Свято-озерского монастыря Архимандриты и братья.
А кому будет на тех монастырских крестьянех чего искати, и они бьют челом на тех крестьян Нам Великому Государю, и тех монастырских вотчин крестьян судят Бояря Наши на Москве на один срок, на Богоявлениев день, а без Нашего указа, мимо того сроку, Наши дети Боярские и недельщики и розсыльщики, и их ездоки, и всякие Наши пошлинные люди к ним не въезжают ни по что, и на поруки их не дают, и по приставным памятем сроков не наметывают, и ни по что к ним не ссылают.
А будет случится на котором городе тем монастырским крестьянам какая гибель, или татьба, или грабеж, или убойство, и учнут они на тех людей бита челом Нашим Боярам и Воеводам, и приказным людем, о сыску и о управе, и Бояром Нашим и Воеводам и приказным людем, приставов на поличное давать, и лихих людей имать и управу чинить, по Нашему Указу безволокитно.
А учнут искать, или отвечати монастырские крестьяне пред Нашими Бояры и Воеводы и приказными людьми, какого дела нибудь, и они судных пошлин, и пересуду, и праваго десятка, и поклонных и хоженых, и никаких пошлин не дают ничего.
А Отцу Нашему и богомольцу Великому Государю, Святейшему Никону Патриарху, теми вотчинами, селом Богородицыным с селы, и с деревнями и рядки и погосты и починки и пустошми, и озеры и рыбными ловлями и всякими угодьи, велети владеть и ведати новаго монастыря Пречистые Богородицы Иверские, и иже во Святых Отца нашего Филиппа, Митрополита Московского и всея России, и Святаго праведного Иакова Чудотворцев, Архимандритом и братье в вотчине, по сей Нашей Царской, жаловальной, вотчинной, утвержденной грамоте, во веки неподвижно.
А то Мы, Великий Государь, даруем всякую повольность в дом Пречистые Богородицы, и Великого Архиерея новаго исповедника Священномученика Филиппа, Митрополита Московского и всея России, и Святаго праведного Иакова Чудотворцев, вместо великих дароношений.
А кто будет по Нас, сие Даше Царское вечное повеление чем презрит, и сию Нашу жаловальную, вотчинную, утвержденную грамоту, какими мерами, или которыми причинами нарушит, или из дому Пречистые Богородицы Иверские, те вотчинные села, и деревни, и рядки, и погосты, и починки, и пустоши, и озера, и рыбные ловли, или иные какие угодьи отымет, или неучнет вечно творить и ходить о всем, так, как в сей Нашей, Царской, жаловальной вотчинной грамоте писано, и того судит Бог, якож и прежних неправедникрв, которым за их великое согрешение в сем веце, не стерпев Божие милосердие погубило без милости.
А в день судный, да воздаст Бог, якож Иуде, и прочиим злодеем, и да обрящет себе Бога ратующа, и затворит от них двери щедрой Полости своея. А яже при Нас зде за всякую обиду, всяко немилосердие, казнь.
А у подлинной Государевы грамоты, напоследи приписано, рука Великого Государя, Царя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца: Божией милостию Мы Великий Государь Царь, и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые России, все, елико в сей Нашей грамоте, в дом Пречистые Богородицы, и великого чудотворца Филиппа Митрополита, в Иверской монастырь дал, и своей рукой подписал, да будет сохранено во веки.
Патриарха Московскаго и всея Великие и Малые России, по его прошению и обещанию, велели ему вновь состроите монастырь Пречистые Богородицы, честного и славного Ея Одигитрия Иверские и иже во Святых Отца Нашего, новаго Исповедника и Священномученика Филиппа, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, и Святаго Праведного Иакова в Новгородском уезде, в Деревской пятине, на острову на озере Валдае, а ныне по Нашему Царскому изволению, вновь именуемо Свято озеро.
А к тому монастырю Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа, Иакова пожаловали есмя из Наших дворцовых сел в вотчину село Валдай, на том же Святе озере, и с тем Святым озером, да к тому же селу погост Еглицкой, погост Колодцкой, погост Переходской, с деревнями и с починки и с пустошми, да оброчные наши рядки, рядок Яжелбицкой, на большой Московской дороте, на реке на Поломяти, да на том же Яжелбицком рядку, пустую ямскую землю с пустошми и с починки, да в Михайловском погосте рядок Ядров, на Ядровском озере, на том же рядку пустую ямскую землю с пустошми и с починки, погост Великопорожской и Печник на реке на Мсте, рядок Березовской на реке на Мсте же, да на реке на Березаи, в Демонском погосте рядок Селишской на реке Уяне, в Полоновском погосте рядок Полоновской, берегом возле озера Селигера, да в Беженкой пятине рядок на Вышнем Водочке, да погост Петровской, и Борисоглебской на реке на Мсте, в Боровичах погост Спаской и Боровицкой на реке на Мсте же, в том же Спаском и Боровичком погостах рядок Потерпелец, на реке на Мсте пустошь Выдропуск, что преж сего бывал ям, на реке на Тверце с пустошьми, и того села Валдая, и погонов, и рядков с селы, и деревнями, и пустошьми, и починки, и селили, и займищи, и в них торговыми и ремесленными всяких чинов людьми, и крестьян, и бобыли, со всеми их животы и с промыслы, и с пашней, и с лесы, и с сенными покосы, и с отхожими пожнями, и с рыбными ловлями, и с мельницами, с реки и с озеры, со мхи и с болоты, и с бобровыми гоны, и с звериными стойлы, со вспуды и с перевесы, и со всеми угодьи по старине, как было за Нами Великим Государем, в Наших Дворцовых селех с таможенными пошлинами и с перевозами и с хлебными запасы и со всякими поборы, и со всеми доходы во веки неподвижно, дондеже и мир вселе иней стоит.
Да к тому же монастырю Пречистые Богородицы Иверские, пожаловали есмя в вотчину ж, в Короцком же погосте, монастырь Пречистые Богородицы, честного и славного Ея Покрова со крестьян, и со всеми угодья, да в Обонежской пятине, в Заонежской половине, в Деревяницком погосте, монастырь Лисей Рождества Пречистые Богородицы, со всеми вотчинами того монастыря, с селы, и с деревнями, и с починки, и с пустошми, со всеми угодьи.
Да в Петровском и в Борисоглебском погостех, в Боровичах пониже посаду, на реке на Мсте, монастырь Сошествия Святаго Духа и Покрова Пречистые Богородицы, и Святаго Праведного Иакова Чудотворца, со всеми вотчинами того монастыря, с селы, и с деревнями, и с пустошми, с реки, и с озеры, и со всякими угодьи по тому же, как писано выше сего, в сей Нашей Царской жаловальной грамоте.
Да к тому же монастырю Пречистые Богородицы Иверские, пожаловали есмя в Нашем царствующем граде Москве, в Китае городе, за Ветошным рядом в Тупике, на приезд того монастыря Властем с братией, двор, что преям сего ногом дворе стаивали Гречаня.
А в межах тот двор с одну сторону двор Новгородского Митрополита, а с Другую сторону монастырь Богоявленский.
Да в Великом Новегороде пожаловали есмя в тот же Свято-озерской монастырь, Михайловской двор Милославского с садом, и со всяким строением, на приезд того монастыря Властем с братией по старым межам, и по Писцовым книгам.
Также Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые России Самодержец, и Наша Благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Ильична, и Сын Наш Благоверный Царевич Князь Алексей Алексеевич, по прошению Отца Нашего и богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Великие и Малые России, пожаловали, велели ему дать к тому монастырю Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова, купленные его вотчины, что ему продали Стольник Наш, Князь Иван Князь Дмитриев сын Пожарской, отца своего Боярина Князь Дмитрия Михайловича Пожарного купленую вотчину, что он купил у Князя Ефима Мышецкого в Новогородоком уезде, в той же Деревской пятине, в Листовском погосте сельцо, что была деревня Рахин мост на Московской дороге по обе стороны реки Холовы, да в Колтоцком погосте усадище, сельцо Плоское с деревнями и с починки и с пустошми, да в Ноторжском уезде в Зашегринском стану купленую ж вотчину, село, что была слободка Шумовская на реке на Тверце, что ему продал Иван Иванов сын Урусов, отца своего купленую вотчину Ивана Степанова сына Урусова.
Да в Клинском уезде, купленые ж вотчины, что ему продали вдова Дарья Дьяка Гавриловская жена Леонтиева с детьми, с Иваном и с Борисом, сельцо Щапово с деревнями и с пустошми, да Назарий Герасимов сын Мартемьянов деревню Максимково, да деревню Ясеново, да деревню Дмитрову, да что ему продали Чудова монастыря Архимандрит Ферапонт, да Келарь, старец Феодосий с братией, по приказу и по духовной вдовы Федосьи Павловы жены Волынского, вотчину в Московском уезде, в Манатине, и в Быкове, и в Коровине стану деревню, что была пустошь Холзуево, а Ескино и Фуниково тож, на Коровье враге, да погост на речке на Студенке с пустошми по тому же со всеми угодьи. Также пожаловали есмя, утвердили и укрепили в монастырь Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова в вотчину, в Старой Русе, у Соляного озерка, на берегу на Порусье реке, близко Староруского посаду, шесть варниц вкладных с црены, и с соляными анбары, и со всякими варнишными заводы, да двор, который поставлен для того соляного варнишного промыслу в Старой Русе, у церкви святые Великомученицы Параскевии, нареченные Пятницы, с огородом, а те шесть варниц, и двор с огородом, со всякими заводы, по Нашему Царскому указу, дал вкладу в монастырь Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев, Гостиной сотни Парфений Лукьянов сын Веневитов: и теми варницами и двором с огородом владеть во веки неподвижно, а оброку с тех варниц и с соли пошлин имать не велели.
Также есмя пожаловали Отца Нашего и богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского, и всея Великие и Малые России, меновными вотчинами, что в нынешнем во 162 году, по его Указу выменяли Пречистые Богородицы, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова, Святоозерского монастыря Архимандрит и Келарь и Казначей с братией, Живоначальные Троицы Сергиева монастыря у Архимандрита и у Келаря и у Казначея с братией, их монастырские вотчины, в Новоторжском уезде в Дмитровской волости село Медну, да в Перевицкой волости село Кунганово с деревнями и с пустошми, да в городе в Торжку двор осадной, да в Твереском уезде в Шесткинском стану село Стружну с деревнями и с пустошми, да в Старицком уезде в Выборовской волости, село Станишино, да село Васильевское с деревнями же и с пустошми, да в Великом Новегороде двор осадной, с садом и со всем дворовым строением, да в Новогородском уезде в Деревской пятине, в Сытинском погосте, село Кунью гору, да в Листовском погосте, село Сопки, да в Лодыженском стану деревня Дуброва с деревнями ж и с пустошьми, с реки и с озеры и со всякими угодьи, на монастырскую свой вотчину, что им пожаловал он Отец Наш и богомолец в Кашинском уезде, село Горицы, да село Стоянец, да приселок Русилово, с деревнями и с пустошми и со всякими угодьи.
А те Кашинские села, Отец Наш и богомолец, Великий Государь, Святейший Никон Патриарх, выменил из домовых вотчин Пречистые Богородицы честного и славного Ея Успения, и Великих Святителей Петра и Алексея и Ионы, Московских и всея России Чудотворцев, на Курмышевскую свой вотчину, на село Антоново, на деревню Юрьевку, что пожаловали Мы, Великий Государь ему, Отцу своему и богомольцу, то село Антоново и деревню Юрьевку, постарше особ в вотчину.
И те меновные и купленые вотчины и варницы, по тому же со всеми угодьи, как писано выше сего, в сей Нашей Царской, жаловальной грамоте, по Нашему Царскому жалованью, в дом Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова, также во веки неподвижно, дондеже мир вселенней стоит, и сия святая обитель Пречистые Богородицы.
А четвертная пашня, в тех во всех вотчинах, в Нашем жалованье и в купленных и в меновных, в селех, и деревнях, и в погостах, и в пустошах, и в починках, и в рядках, торговые, и ремесленные, и всяких чинов люди, и крестьяне и бобыли, и селища и займища, и сено, и лес, и отхожия пожни и реки, и озера, и рыбные ловли, и мельницы и всякие угодья, по Нашим Царским жаловальным грамотам, и по старым и по новым писцовым, и дозорным и платежным книгам, и по дачам, и по выписям, и по купчим, и по закладным, и по меновным записям и по данной.
А будет кто, тем купленым и закладным вотчинам, и варницам, выйщется по родству вотчичь, и похочет те вотчины из монастыря Пречистые Богородицы выкупить, или меновными вотчинами розменятися, и тех вотчин и варниц на выкуп и на розмен никому не давать.
Крепки те вотчины и варницы, по Нашему Царскому жалованью, по сей Нашей Царской жаловальной грамоте, в дому Пречистые Богородицы Иверские, и Святых Чудотворцев Филиппа и Иакова, во веки неподвижно.
Также Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые России Самодержец, и Благоверная Наша Царица и Великая Княгиня Мария Ильична, и сын Наш Благоверный Царевичь Князь Алексей Алексеевич, пожаловали Отца Нашего и богомольца Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского, и всея Великие и Малые России, что преж сего в том селе Валдае, а по нынешнему прозванию в Богородицам, и в иных селех, и в деревнях, и в рядках, и на погостех, которые по Нашему Царскому жалованью, в вотчинах Пречистые Богородицы Иверского монастыря торги есть и впредь будут, пошлину имать велели рублевую, против Нашего Государева указа со всяких товаров, а мостом и перевозам быти по прежнему.
И сбирать мостовщика, и перевоз и пошлину, по Нашему Царскому указу, в домовую Пречистые Богородицы монастырскую казну, по сей Нашей Царской жаловальной грамоте, и по сему Нашему Царскому жалованью.
И велели есмя, тех крестьян, что ныне дали, по прошению Отца Нашего и богомольца Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России, в монастырь Пречистые Богородицы Иверские, село Богородицкое, с селы и с деревнями, и рядки, и погосты, и починки, обелить ото всяких Наших пошлин, и с тех крестьян, ни которые Нашия пошлины, рыбные, и лавочные, и ангарные, и приметных, и данных, и оброчных, и тамги, и осминичных денег, ни явки, ни пятинного, ни свадебного, ни убрусного и никаких пошлин, на Нас имать есмя не велели, и Наши десятинные пашни не пашут, и сена не косят, и никакого изделья на Нас не делают, и Наших дворцовых сел, старостам, и целовальникам, и сотским, ни в какие протори и в мирские разметы с волостными людьми ничего не тянут, и к Нашим ни к которым делам, к таможенным и кабацким сборам, в головы и в целовальники, ни к десятинному, ни к какому сбору, тех монастырских крестьян не выбирать, и не посылать ни в какие в отъезжия службы.
А что будет Пречистые Богородицы Иверского монастыря вотчины того села Богородицкого, и иных сел, и рядков, и погостов, и деревень, и печников крестьяне, в которых городах, или в волостях купят на монастырской обиход хлеба, и рыбы, и всяких монастырских запасов, что им надобно на монастырской обиход, или продадут хлеба ж, и рыбы, и соли, и всяких запасов, и Наши приказные и всякие пошлинные люди, и таможенные головы, и целовальники, и откупщики, дают им пуд и меру безпошлинно, неизволоча, а пошлин у них с тех покупных и продажных со всяких монастырских товаров, ничего не емлют.
Також посланники Наши, в том селе, что был Валдай, а ныне Богородицыно, и в иных селех, и в деревнях, и в рядках, и на погостех, и на починках, которые по Нашему Царскому жалованью отданы в вотчину Пречистые Богородицы в Иверской монастырь, у крестьян во дворех, и в анбарех, и в лавках не ставятся, и подвод, и проводников, и судов, и гребцов, и кормщиков у них не емлют, из волости в волость не провожают, и под Нашу казну, и Под десятинную рыбу, и под Наши запасы судов у них не отписывает, и подвод у них не емлют.
И Наши Бояре, и Воеводы, и приказные люди тех монастырских крестьян не судят, и не ведают их ни в чем, ни в каких делах и пошлин с них и явки не емлют, а судят их и ведают во всем, Пречистые Богородицы Иверские, и Святаго Священномученика нового исповедника Филиппа Митрополита Московского и всея России, и Святаго праведного Иакова, чудотворцев, новаго Свято-озерского монастыря Архимандриты и братья.
А кому будет на тех монастырских крестьянех чего искати, и они бьют челом на тех крестьян Нам Великому Государю, и тех монастырских вотчин крестьян судят Бояря Наши на Москве на один срок, на Богоявлениев день, а без Нашего указа, мимо того сроку, Наши дети Боярские и недельщики и розсыльщики, и их ездоки, и всякие Наши пошлинные люди к ним не въезжают ни по что, и на поруки их не дают, и по приставным памятем сроков не наметывают, и ни по что к ним не ссылают.
А будет случится на котором городе тем монастырским крестьянам какая гибель, или татьба, или грабеж, или убойство, и учнут они на тех людей бита челом Нашим Боярам и Воеводам, и приказным людем, о сыску и о управе, и Бояром Нашим и Воеводам и приказным людем, приставов на поличное давать, и лихих людей имать и управу чинить, по Нашему Указу безволокитно.
А учнут искать, или отвечати монастырские крестьяне пред Нашими Бояры и Воеводы и приказными людьми, какого дела нибудь, и они судных пошлин, и пересуду, и праваго десятка, и поклонных и хоженых, и никаких пошлин не дают ничего.
А Отцу Нашему и богомольцу Великому Государю, Святейшему Никону Патриарху, теми вотчинами, селом Богородицыным с селы, и с деревнями и рядки и погосты и починки и пустошми, и озеры и рыбными ловлями и всякими угодьи, велети владеть и ведати новаго монастыря Пречистые Богородицы Иверские, и иже во Святых Отца нашего Филиппа, Митрополита Московского и всея России, и Святаго праведного Иакова Чудотворцев, Архимандритом и братье в вотчине, по сей Нашей Царской, жаловальной, вотчинной, утвержденной грамоте, во веки неподвижно.
А то Мы, Великий Государь, даруем всякую повольность в дом Пречистые Богородицы, и Великого Архиерея новаго исповедника Священномученика Филиппа, Митрополита Московского и всея России, и Святаго праведного Иакова Чудотворцев, вместо великих дароношений.
А кто будет по Нас, сие Даше Царское вечное повеление чем презрит, и сию Нашу жаловальную, вотчинную, утвержденную грамоту, какими мерами, или которыми причинами нарушит, или из дому Пречистые Богородицы Иверские, те вотчинные села, и деревни, и рядки, и погосты, и починки, и пустоши, и озера, и рыбные ловли, или иные какие угодьи отымет, или неучнет вечно творить и ходить о всем, так, как в сей Нашей, Царской, жаловальной вотчинной грамоте писано, и того судит Бог, якож и прежних неправедникрв, которым за их великое согрешение в сем веце, не стерпев Божие милосердие погубило без милости.
А в день судный, да воздаст Бог, якож Иуде, и прочиим злодеем, и да обрящет себе Бога ратующа, и затворит от них двери щедрой Полости своея. А яже при Нас зде за всякую обиду, всяко немилосердие, казнь.
А у подлинной Государевы грамоты, напоследи приписано, рука Великого Государя, Царя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца: Божией милостию Мы Великий Государь Царь, и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые России, все, елико в сей Нашей грамоте, в дом Пречистые Богородицы, и великого чудотворца Филиппа Митрополита, в Иверской монастырь дал, и своей рукой подписал, да будет сохранено во веки.