Статьи постановленные в Москве с посланцами Гетмана Хмельницкого.
Бьют челом Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Великие и малые России Самодержцу и многих Государств Государю и обладателю, Его Царского Величества подданные, Богдан Хмельницкий Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское, и весь мир Христиаиский Российский, чтоб Его Царское Величество пожаловал их тем, о чем посланники их бити челом учнут, а они Его Царскому Величеству во всяких Его Государских повелениях служити будут во веки, и что на которую статью Царского Величества изволенье, и то подписано под статьями.
Бьют челом Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Великие и малые России Самодержцу и многих Государств Государю и обладателю, Его Царского Величества подданные, Богдан Хмельницкий Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское, и весь мир Христиаиский Российский, чтоб Его Царское Величество пожаловал их тем, о чем посланники их бити челом учнут, а они Его Царскому Величеству во всяких Его Государских повелениях служити будут во веки, и что на которую статью Царского Величества изволенье, и то подписано под статьями.
1. Чтоб в городах урядники были из их людей обираны к тому достойные, которые должны будут подданными Царского Величества уряжати, и доходы всякие в правду в казну Царского Величества отдавати, для того, что Царского б Величества Воевода приехав, учал права их ломать и уставы какие чинить, и тоб им было в великую досаду, а как тутошние их люди, где будут старшие, то они против прав своих учнут исправляться.
И сей статье Царское Величество пожаловал, велел быть по их челобитью, а быти б урядником в городах, войтам, бурмистрам, райцам, лавникам, и доходы всякие, денежные и хлебные сбирать на Царское Величество, и отдавать в Его Государеву казну тем людям, которых Царское Величество пришлет, да тем же присланным людям, кого для тое сборные казны Царское Величество пришлет, и над теми сборщиками смотрить, чтоб делали правду.
2. Писарю войсковому, чтоб по милости Царского Величества, 1000 золотых Польских для подписок давать, а на судей войсковых по 300 злотых польских, а написаря судейского по 100 злотых польских, на писаря, да на хорунжего полкового по 50 злотых, на хорунжего сотницкого 30 злотых, на бунчужного Гетманского 60 злотых.
Царское Величество пожаловал, велел быть по их челобитью: а давать те деньги из тамошних доходов.
3. На писаря и на судей войсковых на 2 человека, и на всякого Полковника, и на ясаулов войсковых и полковых, чтоб по мельнице было для прокормленья, что расход имеют великой.
Царское Величество пожаловал, велел быть по их челобитью.
4. На поделку наряда войскового, и на пушкарей, и на всех работных людей, которые у наряда бывают, чтоб Царское Величество пожаловал, изволил учинить свое Царское милостивое призренье как в зиму, так и о станах, такожде на обозного арматного 400 злотых, а на хорунжего арматного 50 злотых.
Царское Величество пожаловал, велел давать из тамошних доходов.
5. Послы, которые издавна к войску Запорожскому приходят из чужих краев, чтоб Гетману и войску Запорожскому, которые в добру б были, вольно приняти, а только б что имело быть противно Царского Величества, то должны они Царскому Величеству извещати.
По сей статье Царское Величество указал послов о добрых делах принимать и отпускать, а о каких делах приходили и с чем отпущены будут, о том писать к Царскому Величеству подлинно и вскоре, а которые послы присланы от кого будут Царскому Величеству с противным делом, и тех послов и посланников задерживать в войске, и писать об них о указе к Царскому Величеству вскоре ж, а без указа Царского Величества, назад их не отпускать, а с Турским Салтаном и с Польским Королем, без указа Царского Величества, не ссылаться.
6. О Митрополите Киевском посланникам изустный наказ дан, а в речах посланники били челом, чтоб Царское Величество пожаловал, велел дать на его маетности, свой Государеную жалованную грамоту.
Царское Величество пожаловал Митрополиту и всем духовного чина людям на маетности их, которыми они ныне владеют, свою Государскую жалованную грамоту дать велел.
7. Чтоб Царскре Величество изволил рать свою вскоре, прямо к Смоленску, послать, не отсрочивая ничего, чтоб неприятель не мог исправиться, и с иными совокупитися, для того, что войска ныне принуждены, чтоб никакой их лести не верили, если б они имели в чем делать.
Царское Величество изволил на неприятеля своего на Польского Короля идти Сам, и Бояр и Воевод послать со многими ратьми по просухе, как конские кормы учнут быть.
8. Чтобы наемного люду зде по рубежу, от Ляхов, для всякого безстрашия, с 3000, или как воля Царского Величества будет, хотя и больше.
Царского Величества ратные люди всегда на рубеже для Украины обереганья есть, и вперед стоять учнут.
9. Обычай тот бывал, что всегда войску Запорожскому платили, бьют челом и ныне Царскому Величеству, чтоб на Полковников по 100 ефимков, на ясаулов полковых по 200 злотых, на ясаулов войсковых по 400 злотых, на сотников по 100 злотых, на казаков по 30 злотых польских давать.
И в прошлых годах присылал к Царскому Величеству Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское, и били челом многажды, чтоб его Царское Величество их пожаловал, для православные Христианские веры и святых Божиих церквей за них вступился, и принял их под свой Государеву высокую руку, и на неприятелей их учинил им помочь.
И Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, в то время под свой Государеву высокую руку, приняти было вас не мочно, потому что у Его Царского Величества с Короли Польскими и Великими Князи Литовскими было вечное докончанье.
А что с их Королевские стороны, Царского Величества отцу, блаженные памяти, Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу, всея Руссии Самодержцу и многих Государств Государю и обладателю, и деду Его Государеву, блаженные памяти Великому Государю, Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Руссии, и Великому Государю нашему, Царю и Великому Князю Алексей Михайловичу, всея Руссии Самодержцу, Его Царскому Величеству, учинились многия безчестья и укоризны, и о том по Королевским грамотам, и по сеймовому уложенью, и по конституции, и по посольским договорам Царское Величество ожидал исправленья, а Гетмана Богдана Хмельницкого, и все войско Запорожское, хотел с Королем Польским помирить через своих Государевых великих послов, тем способом: буде Ян Казимир Король учинит с ними мир по Зборовскому договору, и на православную Христианскую веру гонения чинить не учнет, и Униатов всех выведет, и Царское Величество винным людям, которые за Его Государскую честь довелись смертные казни, вины их хотел отдать, и о том посылал к Яну Казимиру Королю своих Государевых великих и полномочных послов, Боярина и Наместника Великопермского Князя Бориса Александровича Репнина-Оболенского с товарищи, и те Царского Величества великие и полномочные послы о том мире и о поступках Королю и Паном Раде говорили всякими мерами, и Ян Казимир Король и Паны Рада ни на которую меру не сошли, и то великое дело поставили ни во что, и тех Царского Величества великих и полномочных послов отпустили без дела.
И Великий Государь Наш, Его Царское Величество, видя такие с Королевские стороны многия исправленья, и грубости, и неправды, и хотя православную Христианскую веру и всех православных Христиан от гонителей, и хотящих церкви Божия разорити, и веру Христианскую искореним, от Латынь обороните, под свой Государеву высокую руку вас принял, а для вашия обороны, собрав Русские, и Татарские и Немецкие рати многия, идет сам Великий Государь наш, Его Царское Величество на неприятелей Христианских, и Бояр своих и Воевод шлет со многими ратьми, и на тот ратный строй, по Его Государеву указу, роздана Его Государева казна многая, и ныне им посланникам о жаловании на войско Запорожское говорить, видя такую Царского Величества милость, и к ним оборону, не довелось.
А как был у Гетмана, у Богдана Хмельницкого Государев ближний Боярин и Наместник Тверский, Василий Васильевич Бутурлин с товарищи, и Гетман говорил с ними в разговорах о числе войска Запорожского, чтоб учинить 60000, а хотя б де того числа было и больше, и Государю де в том убытка не будет, по тому что, они жалованья у Государя просить не учнут, да им Самойлу и Павлу, и иным людям, которые в то время при Гетмане были, про то ведомо ж, а что в малой России в городах и местех каких доходов, и про то Царскому Величеству неведомо, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, посылает доходы описать Дворян, а как те Царского Величества Дворяне, доходы всякие опишут и сметят, и в то время о жалованы на войско Запорожское, по рассмотрению Царского Величества и указ будет.
А ныне Царское Величество, жалуя Гетмана и все войско Запорожское, хочет послать своего Государева жалованья, по давным обычаем предков своих, Великих Государей, Царей и Великих Князей Российских, Гетману и всему войску Запорожскому золотыми.
10. Крымская орда, если бы имела вкинутися, тогда от Астрахани и от Казани надобно на них наступит, такожде и Донским казакам готовым быть, а ныне еще в братстве, дать сроку, и их не задирать.
Царского Величества указ и повеленье, на Дон к казакам послано: буде Крымские люди задора никакого не учинят, и на них ходить и задора чинить не велено, а будет Крымцы задор учинят, и в то время Царское Величество укажет над ними промысл чинить.
11. Кодак, город на рубеже от Крыма, в котором Гетман всегда по 400 человек держит и кормы всякие им дает,
чтоб и ныне Царское Величество пожаловал кормами и порохом к наряду изволил построите, также и на тех, которые за порогами коша берегут, чтоб Царское Величество милость свою изволил показать, понеже нельзя Его самаго без людей оставлять.
О той статье Царского Величества милостивый указ будет вперед, как про то ведомо будет, по скольку каких запасов в те места посылывано, и сколько будет доходов в сборе на Царское Величество.
А что в письме же вашем написано: как Великий Государь наш, Его Царское Величество, Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское пожалует, свои Государские грамоты на вольности ваши дать велит, тогда вы смотр меж собой учините, кто будет казак или мужик. А чтоб число войска Запорожского было 60000, и Великий Государь наш, его Царское Величесво на то изволил, тому числу списковым казакам быть велел, и как вы посланники будете у Гетмана, у Богдана Хмельницкого, и вы б ему сказали, чтоб он велел казаков разобрать вскоре и список им учинил, да тот список за своей рукой, прислал к Царскому Величеству вскоре.
Жалованная Грамота.
Божией милостию, мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые Руссии Самодержец, подмалевали есмя Нашего Царского Величества подданных Богдана Хмельницкого, Гетмана войска Запорожского, и писаря Ивана Виговского, и судей Войсковых, и Полковников, и Ясаулов, и сотников и все войско Запорожское, что в нынешнем во 162 году, как,по милости Божией, учинились под Нашей Государской высокой рукой он Гетман Богдан Хмельницкий, и все войско Запорожское, и веру Нам Великому Государю, и Нашим Государским детям, и Наследникам на вечное подданство учинили, и в Марте месяце присылали к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству он Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Заророжское посланников своих, Самойла Богданова судью Войскового, да Павла Тетерю Полковника Переяславского, а в листе своем к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству Гетман писал и посланники его били челом, чтоб нам Великому Государю, его Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское пожалованьи, велети прежния их права и вольности войсковая, как издавна бывали при Великих Князьях Русских и при Королях Польских, что суживались и вольности свои имели в добрах и в судах, и чтоб в те их войсковые суды ни кто не вступался, но от своих бы старшин судились, подтвердите и прежних бы их прав, каковы даны духовного и мирского чина людям от Великих Князей Русских и от Королей Польских, не нарушить и на те б их права дати Нашу Государскую жалованную грамоту, за Нашей Государской печатью, и чтоб число войска Запорожского списковое учинить шестьдесят тысяч, а было б то число всегда полно.
А будет судом Божиим смерть случится Гетману, и Нам бы Великому Государю поволить войску Запорожскому, по прежнему обычаю самим, меж себя Гетмана обирати, а кого оберут, и про то Нам Великому Государю объявлять имений казацких и земель, которые имеют для пожива, чтоб у них отнимать не велеть, также бы и вдов, после казаков остались дети повольности имели, как деды и отцы их, и Мы Великий Государь, Наше Царское Величество, подданного Нашего Богдана Хмельницкого, Гетмана войска Запорожского, и все Наше Царского Величества войско Запорожское пожаловали, велели им быти под Нашей Царского Величества высокой рукой, по прежним их правам и привилегиям, каковы им даны от Королей Польских и от Великих Князей Литовских, и тех их прав и вольностей нарушивати ничем не велели, и судитесь им велели от своих старшин по своим прежним правам, а число войска Запорожкого указали есмя, по их же челобитью, учинить спискового 60000 всегда полное.
А буде судом Божиим смерть случится Гетману, и Мы Великий Государь поволили войску Запорожскому обирати Гетмана, по прежним их обычаям, самим меж себя, а кого Гетмана оберут и о том писати к Нам Великому Государю, да тому ж новообращенному Гетману на подданство и на верность веру Нам, Великому Государю, учините, при ком Мы Великий Государь укажем.
Также и имений козацких и земель, которые они имеют для пожитка, отнимати у них и вдов после козаков осталых и детей не велели, а быти им за ними по прежнему.
И по Нашему Царского Величества жалованью, Нашим Царского Величества подданным Богдану Хмельницкому, Гетману войска Запорожского, и всему Нашему, Царского Величества войску Запорожскому быти под Нашей, Царского Величества, высокой рукой, по своим прежним правам и привилегиям и по всем статьям, которые писаны выше сего, и Нам Великому Государю и сыну Нашему Государю Царевичу Князю Алексей Алексеевичу и наследникам Нашим служити и прямити и всякого добра хотети, и на Наших Государских неприятелей, где Наше Государское повеленье будет, ходити и с ними битись, и во всем быти в Нашей Государской воле и послушаньи навеки.
А о которых о иных статьях Нам Великому Государю Нашему Царскому Величеству те вышеимянованные посланники Самойло и Павел, именем Богдана Хмельницкого, Гетмана войска Запорожского, и всего Нашего Царского Величества войска Запорожского били челом и подали Нашим, Царского Величества, ближним Боярам Боярину и Наместнику Казанскому Князю Алексей Никитичу Трубецкому, Боярину и Наместнику Тверскому Василью Васильевичу Бутурлину, Окольничему и Наместнику Коширскому Петру Петровичу Головину, Думному Дьяку Алмазу Иванову статьи, и Мы Великий Государь тех статей выслушали милостиво, и что на которую статью Наше Царского Величества, изволенье, и то велели подписать под теми ж статьями, да те статьи с Нашим Царского Величества указом велели дать тем же посланникам Самойлу и Павлу, и хотим его Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское держать в Нашем, Царского Величества, милостивом жалованьи и в призреньи, и им бы на Нашу Государскую милость быть надежным.