Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси, указал быти у себя Государя на дворе Запорожскому посланцу Ивану Искре, и козакам на отпуске, а быв у Государя, быти им у Святейшего Иосифа Патриарха Московского и всея Руси у благословения.
А приехав в город, быти посланцу в Посольском приказе у Дьяков, у Думного у Михайла Волошенинова, да у Андрея Немирова, поговорити с ним о Государевых делах.
И как посланец в Посольский Приказ пришел, и Дьяки Думный Михайло Волошенинов и Андрей Немиров говорили посланцу, что Царское Величество, его посланца пожаловал, велел ему видеть свои Царского Величества очи на отпуске, и он бы подождал Государева выхода, а до тех мест они Дьяки поговорят с ним по любви, потому что они единой веры Христианской, и говорили ему Ивану: "что писал к Великому Государю нашему, к его Царскому Величеству, Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское с ним посланцом, чтоб Царское Величество пожаловал их, держал в своем Царскаго Величества милостивом жалованье И Великий Государь наш, его Царское Величество, милостивый и к Гетману к Богдану Хмельницкому и ко всему войску Запорожскому, для православные Христианские веры свое Государское жалованье держит большое, а Король, и Сенаторы, и вся Речь Посполитая на правде своей мало стоят, и будет они на той своей правде, на чем с ним Гетманом помирились, не устоят, и учнут им чинить тесноту большую, но той их большой тесноты, Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское не пойдут ли к Хану в Крым для того, что у него Гетмана с Крымским Ханом дружба большая".
И посланец говорил: "будет де Гетману Богдану Хмельницкому и всему войску Запорожскому от Поляков учнет быть какое утесненье большое, и им де, опричь Царского Величества милости, деться негде, и в то б время Царское Величество пожаловал, велел их принять в свой Царского Величества сторону с порубежными их городами, которые близко к Путивльскому рубежу. А что де у Гетмана у Богдана Хмельнцкого была дружба с Ханом Крымским, и та де дружба учинилась поневоле, как де наступили на них Поляки, и в то время ни кто им Черкесам помочи не учинил, и они де по нужде призвали к себе в помочь Крымскаго Хана с Ордой, и Крымской де Хан и Татарове, хотя им Черкесам на Поляков и помогали, а их же Черкес самих разорили, домы их запустошили и в плен многих людей отвели, и того де он не чает, что Гетману и войску Запорожскому в то время пойти к Крымскому, верить де им ни в чем нельзя, и к Крымскому они не пойдут, а чтоб в то время Царское Величество пожаловал их, велел им идти в свои Царского Величества в порубежные городы, а опричь де Государские милости, деться им негде".
И посланцу говорено: а что Гетман Богдан Хмельницкой и все войско Запорожское, Царского Величества милости ищут, и опричь его Государя Христианского, к бусурманом приставать не хотят, и то они делают добро, а Царское Величество Государь, милостивый к Гетману и ко всему войску Запорожскому, для православные Християнские веры, свое Государское жалованье держит к ним большое, и будет им от Поляков учнет какое быть утеснение, и Гетман бы и Черкесы шли в Царского Величества сторону, а у Царскаго Величества в Московском Государстве земли великие, и пространные, и изобильные поселиться им есть где, а податью им поселиться по рекам по Дону и по Медведице и прочим угожим и пространным местам. А только им быть Царского Величества в порубежных городах, и по всегда будет у них с Литовскими людьми ссора, а что подале от них, и то лучше, безо всякого будет задора, а повечному договору с Литовским Королем, которые с Литовские стороны перейдут в Царского Величества сторону, и тех назад не отдавать, также которые перейдут с Царского Величества стороны в Литовскую землю, тех потому ж назад не отдавать. И как Гетман и войско Запорожское в Царского Величества сторону перейдут, и Царское Величество учинит его Гетмана в своей Царского Величества в большей милости и в чести, также и войско Запорожское пожалует своим Царского Величества жалованьем немалым и местами пространными и у гожими, а перейти им в Царского Величества сторону по тому вечному докончанью мочно, что отдачи на обе стороны не бывает, кто в которую сторону перейдет, тут и живет без выдачи, а к Крымскому Хану идти им непригоже, потому, что они бусурманы, и верить им ни в чем нельзя, и никакого добра от них, опричь разоренья, не чаять.
И посланец говорил: "что они все надежны во всем на милость Царского Величества, и то все, что он ныне слышит, Государскую милость расскажет Гетману Богдану Хмельницкому и войску Запорожскому."
А приехав в город, быти посланцу в Посольском приказе у Дьяков, у Думного у Михайла Волошенинова, да у Андрея Немирова, поговорити с ним о Государевых делах.
И как посланец в Посольский Приказ пришел, и Дьяки Думный Михайло Волошенинов и Андрей Немиров говорили посланцу, что Царское Величество, его посланца пожаловал, велел ему видеть свои Царского Величества очи на отпуске, и он бы подождал Государева выхода, а до тех мест они Дьяки поговорят с ним по любви, потому что они единой веры Христианской, и говорили ему Ивану: "что писал к Великому Государю нашему, к его Царскому Величеству, Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское с ним посланцом, чтоб Царское Величество пожаловал их, держал в своем Царскаго Величества милостивом жалованье И Великий Государь наш, его Царское Величество, милостивый и к Гетману к Богдану Хмельницкому и ко всему войску Запорожскому, для православные Христианские веры свое Государское жалованье держит большое, а Король, и Сенаторы, и вся Речь Посполитая на правде своей мало стоят, и будет они на той своей правде, на чем с ним Гетманом помирились, не устоят, и учнут им чинить тесноту большую, но той их большой тесноты, Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское не пойдут ли к Хану в Крым для того, что у него Гетмана с Крымским Ханом дружба большая".
И посланец говорил: "будет де Гетману Богдану Хмельницкому и всему войску Запорожскому от Поляков учнет быть какое утесненье большое, и им де, опричь Царского Величества милости, деться негде, и в то б время Царское Величество пожаловал, велел их принять в свой Царского Величества сторону с порубежными их городами, которые близко к Путивльскому рубежу. А что де у Гетмана у Богдана Хмельнцкого была дружба с Ханом Крымским, и та де дружба учинилась поневоле, как де наступили на них Поляки, и в то время ни кто им Черкесам помочи не учинил, и они де по нужде призвали к себе в помочь Крымскаго Хана с Ордой, и Крымской де Хан и Татарове, хотя им Черкесам на Поляков и помогали, а их же Черкес самих разорили, домы их запустошили и в плен многих людей отвели, и того де он не чает, что Гетману и войску Запорожскому в то время пойти к Крымскому, верить де им ни в чем нельзя, и к Крымскому они не пойдут, а чтоб в то время Царское Величество пожаловал их, велел им идти в свои Царского Величества в порубежные городы, а опричь де Государские милости, деться им негде".
И посланцу говорено: а что Гетман Богдан Хмельницкой и все войско Запорожское, Царского Величества милости ищут, и опричь его Государя Христианского, к бусурманом приставать не хотят, и то они делают добро, а Царское Величество Государь, милостивый к Гетману и ко всему войску Запорожскому, для православные Християнские веры, свое Государское жалованье держит к ним большое, и будет им от Поляков учнет какое быть утеснение, и Гетман бы и Черкесы шли в Царского Величества сторону, а у Царскаго Величества в Московском Государстве земли великие, и пространные, и изобильные поселиться им есть где, а податью им поселиться по рекам по Дону и по Медведице и прочим угожим и пространным местам. А только им быть Царского Величества в порубежных городах, и по всегда будет у них с Литовскими людьми ссора, а что подале от них, и то лучше, безо всякого будет задора, а повечному договору с Литовским Королем, которые с Литовские стороны перейдут в Царского Величества сторону, и тех назад не отдавать, также которые перейдут с Царского Величества стороны в Литовскую землю, тех потому ж назад не отдавать. И как Гетман и войско Запорожское в Царского Величества сторону перейдут, и Царское Величество учинит его Гетмана в своей Царского Величества в большей милости и в чести, также и войско Запорожское пожалует своим Царского Величества жалованьем немалым и местами пространными и у гожими, а перейти им в Царского Величества сторону по тому вечному докончанью мочно, что отдачи на обе стороны не бывает, кто в которую сторону перейдет, тут и живет без выдачи, а к Крымскому Хану идти им непригоже, потому, что они бусурманы, и верить им ни в чем нельзя, и никакого добра от них, опричь разоренья, не чаять.
И посланец говорил: "что они все надежны во всем на милость Царского Величества, и то все, что он ныне слышит, Государскую милость расскажет Гетману Богдану Хмельницкому и войску Запорожскому."