Били Нам челом Живоначальные Троицы, Сергиева монастыря Архимандрит Андреян, да Келарь старец Симон, да Казначей старец Каллиник с братией, и сказал: блаженные де памяти, прежние Государи и Великие Князи пожаловали в дом Живоначальные Троицы и Чудотворцу Сергию в Бежецком Верху в Городецком уезде село Присеки и слободкой что на Городецке, тому больше ста лет, да вкладчики дали, для вечного поминовения по своим душам, три деревни, Десятильную, да Березовку, да Орлиху, тому больше ста ж лет, дав дому ж Живоначальные Троицы владели на Городецку Макарьевой пустышкой, и в жалованной де грамоте, блаженные памяти, отца Нашего, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии, какого дана в дом Живоначальные Троицы на все вотчины во 133 году, и в Бежецких Писцовых книгах та Троицкая Макарьева пустышка и вотчины написаны за домом Живоначальные Троицы и от посадской земли отмежеваны.
А ныне де по Нашему указу прислан был на Городецк из приказа сыскных дел Стольник наш Князь Фадей Шаховский, а велено ему приписывать к посаду села, и деревни, и слободки те, которые с посадской землей смежно, и он Князь Фадей, те деревни и Макарьеву пустышку и слободку, мимо жалованных грамот и данных листовых книг отписал к посаду и книги отписные в приказе сыскных дел подал. А в Нашем де наказе написано, сел и деревень из записцовых меж, которые с посадской землей при писцах размежеваны к посадом приписывать не указано. И Нам бы их пожаловать, не велеть отца Нашего блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси, и прежних Государей Царей и Великих Князей жалованных грамот нарушать, и тех Троицких старинных деревень и слободки и пустышки у дома Живоначальиые Троицы отнять, а велеть бы теми деревнями и слободкой и пустышкой, по жалованным грамотам, и по старине, и по писцовым книгам, в дом Живоначальные Троицы по прежнему владеть. И в приказе Сыскным дел выписано: в росписи Бежецкого Верху городчан, посадских людей, какову они подали в Городецке у сыску, Стольнику Нашему, Князю Фадею Шаховскому во 157 году, Макарьевы пустыни, и слободки и деревень, Десятины и Березовки и Орлихи, и тех слобод и деревень, крестьян и бобылей не написано, а написано в росписи Бежачан посадских людей, Живоначальные Троицы Сергиева Монастыря Писецкие волости крестьяне, которые приезжая в город на посад, торгуют всякими товары и отъезжими торги и у которых на Городецке папосадах, в рядех, лавки и житницы и сундуки, а по росписи, тех людей и с детьми сорок пять человек да у семи человек семь лавок, да у дву человек две житницы, и по тех людех взята поручная запись, что им лавки продавать, и впредь лавок не покупать и не нанимать, и ни какими товары в лавках не торговать. А в строельных книгах Стольника Нашего Князя Фадея Шаховскаго написано: отписано Бежецкого Верху Городецкого посаду, которая земля сошлась с посадскими с Городецкими людьми вместе, дворы с дворами, что была в закладчиках Макарьева пустыня за Троицей Сергиева Монастыря, что заложился за тот Сергиев Монастырь, той Макарьевой пустыни старец Леонид, а преж сего та Макарьева пустыня была с посадскими людьми, то вместе и тягло с ними с посадскими людьми той Макарьевой пустыни платили: двор Ивашка Иванова сына, кузнеца, с сыном с Мартынком, а торгует он Ивашко в лавке на Городецке косами и серпы делает, и ножи и всякое кузнецкое дело делает же, двор Фильки Васильева сына Кошелева с братом, с Ивашкой, торгуют в городе всякими товарами и плотничают, а у Фильки детей Артюшка, да Ивашко большой, да Ивашко меньшой, а у брата его Ивашки сын Екимко, двор Проньки Васильева сына Кошелева с детьми с Назарком, да с Дорофейком, да с Ортюшкой, а работают всякой работой и приторговывают что по руке попадется, двор Максимка Акинфиева, а он Максимко плотничает, да у него ж на дворе живет нищий Мишка Матвеев, ходит по миру, двор Ромашки Трефильева сына, прозвище Шарап, с детьми с Максимком, да с Филатком, да с Митькой, да с Ивашком, а торгует всякими товары и кожи скупает, двор Левки Фефилова сына Будырнина с сыном с Митькой, а делает он овчины и продает, двор Федьки Филипова сына, прозвище Завода, с детьми с Федькой, да с Митькой, да с Кузькой, а работает он всякой работой и извозничает, двор Гришки Микитина сына, кузнеца, делает косы и сошники и топоры, и всякое кузнецкое дело делает, двор Ивашки Титова сына, прозвище Медведь, с детьми с Кузькой, да с Семионком, да с Ондроником, а торгует холстами и всякими товары, двор Левки Иванова сына, сыромятника, с сыном с Фролком, а торгует всякими товарами и сыромятное дело делает и продает, и сам скупает, что по руке попадется и холстинами торгует, двор Остафейки Афонасьева сына Дехтярева с детьми с Мишкой, да с Герасимом, а торгует отъезжим торгом, и соль на Городецке продает, и кожи и сало по городам продает, и в лавке своей сидит, двор Левки Данилова сына, прозвище Горбылева, а торгует всякими товары и к городу к Архангельскому ездит, пеньку и сало скупает и продает, и за солью на Городецке сидит. Да той же Макарьевой пустыни деревня Орлиха, а в ней живут закладчики на тойже посадской, выгонной земле, двор Мартынка Онофриева сына с детьми с Васькой, да с Естифейкой, а торгует хлебом на Городецке, и извозничает и к Москве под извоз наймуется, двор Семионка Анофриева с детьми с Гаврилком, да с Онисимком, да с Федькой, да с Июдкою, да с Ивашком, а наймуется под извоз, и хлеб скупает и продает, двор Кузьки Фролова, был посадский человек, с детьми с Онашкою, да с Ромашкой, да с Митрейком, искупает мяса и продает. Да той же Макарьевой пустыни деревня Березовка, а в ней живут торговые люди: двор Ивашка Аицыфорова сына, прозвище Дружинка, торгует мясом и рыбой, и в Новгородской уезд ездит для рыбы и всякого промысла, двор Корнилки Мартьянова с сыном с Пронькой, пашет хлеб и приторгивает ершами и рыбой на наемном полку сидит, двор Архипки Константинова с детьми с Васькой, да Спиридоном, да с Июдкой, а у Васьки сын Вавилко, а торгует всяким мелким товаром, рыбой и щепетильем. Да тое же Макарьевы пустыни деревня Десятильни, а в ней живут торговые люди: Двор Максимка Савельева сына, посадский человек, с детьми с Пронькой, да с Сенькой, а у Проньки детей, сын Сенька, а у Сеньки сын Афонька, а торгуют в лавке всякими товары, и шапки мужские делают и продают, двор Андрюшки Андреева сына Букова, посадский человек, делает овчины и в лавке сидит за всяким товаром, двор Данилки Иванова сына с детьми с Естифейком, да с Федькой, да с Трушкой, а торгует всяким товаром на площади и сукна скупает и продает, двор Стеньки Васильева сына Сыроежина с братом с Кирилком, уроженцы посадские люди, а у Стеньки детей сын Андрюшка, а торгуют они всякими товары солью, и кожи скупают, и шапки Кирилко делает и продает, двор Бориска Иевлева сына Рудакова с сыном Кирилком, а у Кирилка сын Юрка, а пашет он Бориска хлеб, а Кирилка торгует мелочью всякой, двор Микитки Кузьмина сына, прозвище Дуромей, с сыном с Ермолкой, всякое дело делают, и сыромятные скупают кожи и телятины, и хлеб припахивают, двор Тимошки Ефтифеева сына с братьями с Федькой, да с Гаврилком, да с Васькой, а Тимошкин отец Ефтифейко был посадский человек, а делают овчины, и хлеб припахивают, двор вдовы Анютки Кузмины дочери, а у нея сын Федька Федоров сын, а урожденцы Городецкие, посадские люди, а Троицкие нестаринные, а торгуют Федька кожи и телятины скупают и пашню пашет. А в столпу сыску Стольника нашего Князя Фадея Шаховского написано: Живоначальные Троицы Сергиева монастыря служка на тое пустынку и на слободку и на деревни и на людей крепостей ни каких не положил, сказал, те крепости в монастыре в казне, а земской староста и выборные люди всего пятнадцать человек, и сторонние люди строители, и попы всего четыре человека сказали, что рубеж их посадских людей от реки Мологи на левую сторону пошел рубеж к городу, а по другую сторону пошел рубеж Троицкой Сергиева монастыря всякие признаки, а та де земля из стари Макарьевы пустыни, посадская выгонная земля, да посадские ж выборные люди про Макарьеву пустыню сказали, что та земля изстари была с ними посадскими людьми в ободу, и у дел, с ними той Макарьевой пустыни крестьяне и в таможне сидели, за одно де у них было, и приход был к одной церкви, а ободная де в Литовское разорение пропала, а заложил ее де старец Левонид к Троице в Сергиев монастырь, а та слободка с деревнями с ними посадскими людьми, дворы и огороды сошлась, а деревня де Орлиха и Березовка стоит на посадской земле, и межа их посадских людей за теми деревнями за Орлихой и за Березовкой. А в Нашем указе и в Соборном уложенье написано: которые Патриарши, и властелинские, и монастырские, и Боярские, и Окольничих, и Думных и всяких чинов людей слободы устроены в городах на наших посадских землях, или на белых местах на купленных и не накупленных, или на животинных выпусках, с нынешнего указа: и те слободы со всеми людьми и землями по роспросу взять в посад безлетно и безповоротно, за то, не строй на нашей земле слобод и не покупай посадской земли. И в приказе Сыскных дел перед Боярином Нашим перед Князем Юрьем Алексеевичем Долгоруково, и перед Дьяки Нашими перед Глебом, да перед Иваном Патрикеевыми, да перед Богданом Обобуровым, Троицкого монастыря стряпчий Прокофий Мусин подал данную 7074 года, да приписную выпись 124 года, да с дозорных книг выпись 128 года, да Нашу жалованную грамоту 153 года, а в данной лета 7074 года написано: Петр Иванов сын Даниловича, дал в дом Живоначальные Троицы и Пречистые Богородицы и преподобным Чудотворцам Сергию и Никону, отца своего, благословения, свой вотчину в Бежецком Верху, в Городецком стану, на реке на Остричине, деревню Десятильничу, да деревню Березовку молодь, да деревню Бороздино со всеми угодьи, что к тем деревням изстари по тягло, а к той данной, в его Петрово место, отца его: Духовного и послухов девяти человек руки приложены. А в выписи с дозорных и с отписных книг Григорья Загрязского, да подьячаго Якова Гнеушева написано: по грамоте отца нашего, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руси приписано в Бежецком Верху Пречистые Богородицы, Макарьевы пустыни монастырь, что под Городецким, на реке на Мологе, а с другую сторону речка моглуша, смежно с розсылыциковой землей, к Троицкой Сергиева Монастыря к вотчине к селу Присекам, да к томуж Монастырю слободка Макарьева, а в ней два двора жилых, да три двора пустых, да к тому ж монастырю и слободке деревня Десятильная, а ныне два двора жилых да двора пуст, да деревня Орлиха, а в ней двор жилой да двор пустой, да дворовое место, да деревня Березовец пуста, да семь пустошей пашни монастырской, переложной и пахатной крестьянской, сто девяносто четыре четверти. У подлинной выписи руки дозорщиков Петра Загрязского да Подьячаго Якова Парфеньева. И Дозорной выписи Князь Ивана Путятина да Подьячаго Феоктиста Тихомирова 128 году написано: Троицкого монастыря к селу Присекам слободка Макарьева. А в перечню написано: всего в Бежецком Верху Троицкого Сергиева монастыря в вотчине в селе Присеках, и в селе Молоках, и в селе Баскакове, и в Намескове, и в Раменках и в слободке Макарьеве с приселки и с деревни пашни паханой осьмнадцать четей, а кто имянем в той вотчине крестьян и бобылей и что в котором селе и в деревне порознь пашни паханой и перелогу и лесом порослой, и то писано в подлинных дозорных книгах. А блаженные памяти, отца Нашего Великого Государя, Царя и Великого Князя Михайла Феодоровича всея Руси в жалованной грамоте 133 году написано: пожаловал он Государь Богомольцев своих Живоначальные Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Дионисия, да Келаря с братьей, или кто по них будут, по Его Государеву указу положили они перед ним Государем Его Государеву жалованную грамоту 126 году, что им дана та Государева жалованная грамота с Прежних Государевых грамот 86 году до 114 году, а в той жалованной грамоте написано: которая у них вотчина прибыла в монастырь, после блаженные памяти, Государя, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, жалованные грамоты в Великом Новегороде и в иных городах села, и деревни, и дворы, и всякие промыслы, а в которых городах и которые вотчины и всякие промыслы, и то в жалованной грамоте 133 году написано, а имянно: да вотчины ж их в Московском уезде в Бежецком Верху и в иных во многих городах села, и починки, и пустоши, и всякие промыслы, а имян тем селам, и деревням, и всяким вотчинам не написано. Да в той же жалованной грамоте 126 году написано: пожаловал отец Наш, блаженные памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаило Феодорович всея Руси велел дать в дом Пресвятые Живоначальные Троицы Преподобному Чудотворцу Сергию в Московском уезде и в иных городах, в уездех и на Москве, и в разных городах на посадех монастыри, и вотчины, и дворы и всякие промыслы, да им же велел ведать и строить в Бежецком Верху на Городецке Макарьеву пустыню и монастырскую вотчину со всеми угодьи, а имян селам, и деревням, и всяким угодьям не написано. И отец Наш блаженные памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Руссии и дед Наш блаженные памяти Великий Государь Святейший Филарет Никитич Патриарх Московский и всея Руссии Живоначальные Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Дионисия да Келаря старца Александра с братьей, или кто по них иные Архимандрит и Келарь будут, пожаловали велели те прежния жалованные грамоты переписать вновь на свое Государское имя, по их Государскому новому Уложенью, и в тех городах монастырскими вотчинами и всякими промыслы и угодьи владеть по прежнему, и по той их Государской грамоте 133 году. А в приказ Сыскных Дел в памяти из Устюжские чети за приписью Дьяка Нашего Ивана Северова 157 году в Городских в Писцовых книгах 133 году на Городецкие на посаде монастыря Макарьевы пустыни, и тое пустыни и слободки и деревни Березовки и деревни Орлихи не написано. И тех людей, которые в тех слободке и в деревнях Стольник Наш Князь Фадей Шаховской приписал к посаду, на посаде в посадских людях не написано ж, а за перечнем в тех писцовых книгах написано, межа Городчаном: посадским людям, их посадской земле от Троицкой вотчины, Макарьевы пустыни от деревни Десятильны, от реки Остречины и ручьем и по иным урочищам и до ямы, к деревне Орлихе и до межевые и до последней ямы, а с деревней Акишевым и с селом Княжим до реки до Моглуши межа старая, направе земля наших посадских людей, а налеве земля монастырская, а деревни Березовки в межах с посадской землей в той памяти не написано. Межа посадской земле меж Макарьевой слободы от озера Мольского вверх ручьем на правой стороне ручья на слободской земле яма, а от ямы ручьем и по иным урочищам и до поточины, что на Белом Мошку, и та поточина прошла в реку Моглушу, налеве земля наша посадских людей, а направе земля Макарьевы слободы. А в памяти из Поместного приказу, за приписью Дьяка Нашего Мартемьяна Бредихина в Бежецких в Писцовых книгах 135 и 136 и 137 году в Городецком стану в вотчинах написано: за Троицком Сергиевым монастырем, монастырь Макарьева пустыня, а под монастырем слободка, а в ней живут непашенные бобыли, по имяном восемь человек, да Макарьевы ж пустыни деревня Десятилыня на речке, на Остречине, а в ней по имяном крестьян и бобылей
семь человек, деревня Орлиха, а в ней крестьян и бобылей два человека, деревня Березовка, а в ней крестьян и бобылей три человека, и межа той Троицкой вотчины макарьевы пустыни и слободке и селам и деревням в тех Писцовых книгах по граням и по урочищам написаны имянно. И та Монастырская Писцовая межа 135 и 13б и 137 году, против посадских межевых книг 133 году, по урочищам в иных местах сойдутся, а иные урочища не сойдутся по тому, в посадской земле меже, в которой яме какие признаки положены, то написано имянно, а в монастырской земле в ямах признак ни каких не написано. Да в строельных же Бежецких книгах Стольника нашего Князя Фадея Шаховского написано: в Городецке, в посаде взято из за Троицкого Сергиева монастыря закладчиков торговых и промышленных людей четыре человека и с дворами, да у них детей шесть человек, да двенадцать человек и со вдовой, которые живут в из былых, и о тех людех Троицких властей челобитья нет. И в нынешнем во 158 году Апреля в 5 день Боярин Наш Князь Юрий Алексеевич Долгоруково, да Дьяки Наши Глеб, да Иван Патрикеевы, да Богдан Обобуров делай выписки слушав, приговорили Макарьевы пустыни и Макарьевы пустоши слободки и деревням Десятильне, Орлихе и Березовке и со крестьяны, по данной лета 7074 года, по отписным, и по дозорным, и по писцовым книгам 124 и 128 году, и пожалованной грамоте 133 году, и по Городецким посадским и по уездным по писцовым и по межевым книгам 133 и 135 и 136 и 137 году, быть за Троицким монастырем по прежнему, а лавки и всякие промыслы на посаде той слободке и деревень крестьяном и бобылям продать Бежечаном тяглым, посадским людем. А которые люди живут в Городецке на посаде за Троицким монастырем, а по сыску Стольника нашего Князь Фадея Шаховского приписаны они к посаду в тягло, и тем людем быть в посаде. И как к тебе её Наша грамота придет, и ты Троицкого монастыря Макарьевой пустыней и слободкой и деревнями Десятильной, и Орлихой, и Березовкой по прежним крепостям, по данной лета 7074 году, и по отписным, и по дозорным книгам 124 и 128 году, и по жаловальной грамоте отца Нашего, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михайла Феодоровича всея Руссии и деда Нашего, блаженные памяти, Великого Государя Святейшего Филарета Никитича Патриарха Московского всея Руси 136 года, и по Городецким посадским и по уездным, по писцовым и по межевым книгам 133 и 135 и 136 и 137 году и крестьянку которые крестьяне в той монастырской слободке и в деревнях в сыску Стольника Нашего Князя Фадея Шаховского написаны, велел владеть Троицкого монастыря Архимандриту Андреяну, да Келарю старцу Симону, да Казначей старцу Каллинику и всей братьи по прежнему, а к Бежецкому Верху к Городецку к посаду той Макарьевой пустыни и слободки и деревень крестьян притягивать ни чем не велел. А у которых той монастырской слободки у крестьян есть в Бежецком Верху на посаде лавки, и анбары и житницы: и те лавки, и анбары, и житницы и всякие промыслы велел им продать Бежечаном, посадским, тяглым людем, а им впредь в Бежецком Верху на посаде в своих и в наемных лавках торговать, и дворов и лавок и анбаров и всяких угодей покупать не велел, а велел им, приезжая, в городах торговать на Гостине дворе и на площади, с возов и водяным путем и с стругов, и в том их велел дать на поруки с записьми, и те записи отдал бы еси Бежечаном, земскому старосте и всем посадским людям. А которые поручные записи взяты по них в житье и в тягле: и ты б те поручные записи взяв у земского старосты и у посадских людей, отдал Троицкого монастыря служке, кто к тебе с сей Нашей грамотой приедет. А которые люди живут за Троицким монастырем в в Бежецком Верху на посаде, а по сыску Стольника Нашего Князя Фадея Шаховскаго приписаны они в тягло к посаду: и тем людям велел бы еси быть в тягле по прежнему. А прочет сю Нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставил у себя, а сю Нашу подлинную грамоту отдал Троицкого монастыря служке, кто к тебе с сей Нашей грамотой приедет. А по которому месту по посадским и по уездным писцовым книгам, посадской земле Троицкого монастыря землей межа учинена, и тому с писцовых и межевых книг, против выписей, каковы присланы из Поместного приказу и из Устюжской чети выпись за Дьячьей приписью под сей нашей грамотой.
А ныне де по Нашему указу прислан был на Городецк из приказа сыскных дел Стольник наш Князь Фадей Шаховский, а велено ему приписывать к посаду села, и деревни, и слободки те, которые с посадской землей смежно, и он Князь Фадей, те деревни и Макарьеву пустышку и слободку, мимо жалованных грамот и данных листовых книг отписал к посаду и книги отписные в приказе сыскных дел подал. А в Нашем де наказе написано, сел и деревень из записцовых меж, которые с посадской землей при писцах размежеваны к посадом приписывать не указано. И Нам бы их пожаловать, не велеть отца Нашего блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси, и прежних Государей Царей и Великих Князей жалованных грамот нарушать, и тех Троицких старинных деревень и слободки и пустышки у дома Живоначальиые Троицы отнять, а велеть бы теми деревнями и слободкой и пустышкой, по жалованным грамотам, и по старине, и по писцовым книгам, в дом Живоначальные Троицы по прежнему владеть. И в приказе Сыскным дел выписано: в росписи Бежецкого Верху городчан, посадских людей, какову они подали в Городецке у сыску, Стольнику Нашему, Князю Фадею Шаховскому во 157 году, Макарьевы пустыни, и слободки и деревень, Десятины и Березовки и Орлихи, и тех слобод и деревень, крестьян и бобылей не написано, а написано в росписи Бежачан посадских людей, Живоначальные Троицы Сергиева Монастыря Писецкие волости крестьяне, которые приезжая в город на посад, торгуют всякими товары и отъезжими торги и у которых на Городецке папосадах, в рядех, лавки и житницы и сундуки, а по росписи, тех людей и с детьми сорок пять человек да у семи человек семь лавок, да у дву человек две житницы, и по тех людех взята поручная запись, что им лавки продавать, и впредь лавок не покупать и не нанимать, и ни какими товары в лавках не торговать. А в строельных книгах Стольника Нашего Князя Фадея Шаховскаго написано: отписано Бежецкого Верху Городецкого посаду, которая земля сошлась с посадскими с Городецкими людьми вместе, дворы с дворами, что была в закладчиках Макарьева пустыня за Троицей Сергиева Монастыря, что заложился за тот Сергиев Монастырь, той Макарьевой пустыни старец Леонид, а преж сего та Макарьева пустыня была с посадскими людьми, то вместе и тягло с ними с посадскими людьми той Макарьевой пустыни платили: двор Ивашка Иванова сына, кузнеца, с сыном с Мартынком, а торгует он Ивашко в лавке на Городецке косами и серпы делает, и ножи и всякое кузнецкое дело делает же, двор Фильки Васильева сына Кошелева с братом, с Ивашкой, торгуют в городе всякими товарами и плотничают, а у Фильки детей Артюшка, да Ивашко большой, да Ивашко меньшой, а у брата его Ивашки сын Екимко, двор Проньки Васильева сына Кошелева с детьми с Назарком, да с Дорофейком, да с Ортюшкой, а работают всякой работой и приторговывают что по руке попадется, двор Максимка Акинфиева, а он Максимко плотничает, да у него ж на дворе живет нищий Мишка Матвеев, ходит по миру, двор Ромашки Трефильева сына, прозвище Шарап, с детьми с Максимком, да с Филатком, да с Митькой, да с Ивашком, а торгует всякими товары и кожи скупает, двор Левки Фефилова сына Будырнина с сыном с Митькой, а делает он овчины и продает, двор Федьки Филипова сына, прозвище Завода, с детьми с Федькой, да с Митькой, да с Кузькой, а работает он всякой работой и извозничает, двор Гришки Микитина сына, кузнеца, делает косы и сошники и топоры, и всякое кузнецкое дело делает, двор Ивашки Титова сына, прозвище Медведь, с детьми с Кузькой, да с Семионком, да с Ондроником, а торгует холстами и всякими товары, двор Левки Иванова сына, сыромятника, с сыном с Фролком, а торгует всякими товарами и сыромятное дело делает и продает, и сам скупает, что по руке попадется и холстинами торгует, двор Остафейки Афонасьева сына Дехтярева с детьми с Мишкой, да с Герасимом, а торгует отъезжим торгом, и соль на Городецке продает, и кожи и сало по городам продает, и в лавке своей сидит, двор Левки Данилова сына, прозвище Горбылева, а торгует всякими товары и к городу к Архангельскому ездит, пеньку и сало скупает и продает, и за солью на Городецке сидит. Да той же Макарьевой пустыни деревня Орлиха, а в ней живут закладчики на тойже посадской, выгонной земле, двор Мартынка Онофриева сына с детьми с Васькой, да с Естифейкой, а торгует хлебом на Городецке, и извозничает и к Москве под извоз наймуется, двор Семионка Анофриева с детьми с Гаврилком, да с Онисимком, да с Федькой, да с Июдкою, да с Ивашком, а наймуется под извоз, и хлеб скупает и продает, двор Кузьки Фролова, был посадский человек, с детьми с Онашкою, да с Ромашкой, да с Митрейком, искупает мяса и продает. Да той же Макарьевой пустыни деревня Березовка, а в ней живут торговые люди: двор Ивашка Аицыфорова сына, прозвище Дружинка, торгует мясом и рыбой, и в Новгородской уезд ездит для рыбы и всякого промысла, двор Корнилки Мартьянова с сыном с Пронькой, пашет хлеб и приторгивает ершами и рыбой на наемном полку сидит, двор Архипки Константинова с детьми с Васькой, да Спиридоном, да с Июдкой, а у Васьки сын Вавилко, а торгует всяким мелким товаром, рыбой и щепетильем. Да тое же Макарьевы пустыни деревня Десятильни, а в ней живут торговые люди: Двор Максимка Савельева сына, посадский человек, с детьми с Пронькой, да с Сенькой, а у Проньки детей, сын Сенька, а у Сеньки сын Афонька, а торгуют в лавке всякими товары, и шапки мужские делают и продают, двор Андрюшки Андреева сына Букова, посадский человек, делает овчины и в лавке сидит за всяким товаром, двор Данилки Иванова сына с детьми с Естифейком, да с Федькой, да с Трушкой, а торгует всяким товаром на площади и сукна скупает и продает, двор Стеньки Васильева сына Сыроежина с братом с Кирилком, уроженцы посадские люди, а у Стеньки детей сын Андрюшка, а торгуют они всякими товары солью, и кожи скупают, и шапки Кирилко делает и продает, двор Бориска Иевлева сына Рудакова с сыном Кирилком, а у Кирилка сын Юрка, а пашет он Бориска хлеб, а Кирилка торгует мелочью всякой, двор Микитки Кузьмина сына, прозвище Дуромей, с сыном с Ермолкой, всякое дело делают, и сыромятные скупают кожи и телятины, и хлеб припахивают, двор Тимошки Ефтифеева сына с братьями с Федькой, да с Гаврилком, да с Васькой, а Тимошкин отец Ефтифейко был посадский человек, а делают овчины, и хлеб припахивают, двор вдовы Анютки Кузмины дочери, а у нея сын Федька Федоров сын, а урожденцы Городецкие, посадские люди, а Троицкие нестаринные, а торгуют Федька кожи и телятины скупают и пашню пашет. А в столпу сыску Стольника нашего Князя Фадея Шаховского написано: Живоначальные Троицы Сергиева монастыря служка на тое пустынку и на слободку и на деревни и на людей крепостей ни каких не положил, сказал, те крепости в монастыре в казне, а земской староста и выборные люди всего пятнадцать человек, и сторонние люди строители, и попы всего четыре человека сказали, что рубеж их посадских людей от реки Мологи на левую сторону пошел рубеж к городу, а по другую сторону пошел рубеж Троицкой Сергиева монастыря всякие признаки, а та де земля из стари Макарьевы пустыни, посадская выгонная земля, да посадские ж выборные люди про Макарьеву пустыню сказали, что та земля изстари была с ними посадскими людьми в ободу, и у дел, с ними той Макарьевой пустыни крестьяне и в таможне сидели, за одно де у них было, и приход был к одной церкви, а ободная де в Литовское разорение пропала, а заложил ее де старец Левонид к Троице в Сергиев монастырь, а та слободка с деревнями с ними посадскими людьми, дворы и огороды сошлась, а деревня де Орлиха и Березовка стоит на посадской земле, и межа их посадских людей за теми деревнями за Орлихой и за Березовкой. А в Нашем указе и в Соборном уложенье написано: которые Патриарши, и властелинские, и монастырские, и Боярские, и Окольничих, и Думных и всяких чинов людей слободы устроены в городах на наших посадских землях, или на белых местах на купленных и не накупленных, или на животинных выпусках, с нынешнего указа: и те слободы со всеми людьми и землями по роспросу взять в посад безлетно и безповоротно, за то, не строй на нашей земле слобод и не покупай посадской земли. И в приказе Сыскных дел перед Боярином Нашим перед Князем Юрьем Алексеевичем Долгоруково, и перед Дьяки Нашими перед Глебом, да перед Иваном Патрикеевыми, да перед Богданом Обобуровым, Троицкого монастыря стряпчий Прокофий Мусин подал данную 7074 года, да приписную выпись 124 года, да с дозорных книг выпись 128 года, да Нашу жалованную грамоту 153 года, а в данной лета 7074 года написано: Петр Иванов сын Даниловича, дал в дом Живоначальные Троицы и Пречистые Богородицы и преподобным Чудотворцам Сергию и Никону, отца своего, благословения, свой вотчину в Бежецком Верху, в Городецком стану, на реке на Остричине, деревню Десятильничу, да деревню Березовку молодь, да деревню Бороздино со всеми угодьи, что к тем деревням изстари по тягло, а к той данной, в его Петрово место, отца его: Духовного и послухов девяти человек руки приложены. А в выписи с дозорных и с отписных книг Григорья Загрязского, да подьячаго Якова Гнеушева написано: по грамоте отца нашего, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руси приписано в Бежецком Верху Пречистые Богородицы, Макарьевы пустыни монастырь, что под Городецким, на реке на Мологе, а с другую сторону речка моглуша, смежно с розсылыциковой землей, к Троицкой Сергиева Монастыря к вотчине к селу Присекам, да к томуж Монастырю слободка Макарьева, а в ней два двора жилых, да три двора пустых, да к тому ж монастырю и слободке деревня Десятильная, а ныне два двора жилых да двора пуст, да деревня Орлиха, а в ней двор жилой да двор пустой, да дворовое место, да деревня Березовец пуста, да семь пустошей пашни монастырской, переложной и пахатной крестьянской, сто девяносто четыре четверти. У подлинной выписи руки дозорщиков Петра Загрязского да Подьячаго Якова Парфеньева. И Дозорной выписи Князь Ивана Путятина да Подьячаго Феоктиста Тихомирова 128 году написано: Троицкого монастыря к селу Присекам слободка Макарьева. А в перечню написано: всего в Бежецком Верху Троицкого Сергиева монастыря в вотчине в селе Присеках, и в селе Молоках, и в селе Баскакове, и в Намескове, и в Раменках и в слободке Макарьеве с приселки и с деревни пашни паханой осьмнадцать четей, а кто имянем в той вотчине крестьян и бобылей и что в котором селе и в деревне порознь пашни паханой и перелогу и лесом порослой, и то писано в подлинных дозорных книгах. А блаженные памяти, отца Нашего Великого Государя, Царя и Великого Князя Михайла Феодоровича всея Руси в жалованной грамоте 133 году написано: пожаловал он Государь Богомольцев своих Живоначальные Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Дионисия, да Келаря с братьей, или кто по них будут, по Его Государеву указу положили они перед ним Государем Его Государеву жалованную грамоту 126 году, что им дана та Государева жалованная грамота с Прежних Государевых грамот 86 году до 114 году, а в той жалованной грамоте написано: которая у них вотчина прибыла в монастырь, после блаженные памяти, Государя, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, жалованные грамоты в Великом Новегороде и в иных городах села, и деревни, и дворы, и всякие промыслы, а в которых городах и которые вотчины и всякие промыслы, и то в жалованной грамоте 133 году написано, а имянно: да вотчины ж их в Московском уезде в Бежецком Верху и в иных во многих городах села, и починки, и пустоши, и всякие промыслы, а имян тем селам, и деревням, и всяким вотчинам не написано. Да в той же жалованной грамоте 126 году написано: пожаловал отец Наш, блаженные памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаило Феодорович всея Руси велел дать в дом Пресвятые Живоначальные Троицы Преподобному Чудотворцу Сергию в Московском уезде и в иных городах, в уездех и на Москве, и в разных городах на посадех монастыри, и вотчины, и дворы и всякие промыслы, да им же велел ведать и строить в Бежецком Верху на Городецке Макарьеву пустыню и монастырскую вотчину со всеми угодьи, а имян селам, и деревням, и всяким угодьям не написано. И отец Наш блаженные памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Руссии и дед Наш блаженные памяти Великий Государь Святейший Филарет Никитич Патриарх Московский и всея Руссии Живоначальные Троицы Сергиева монастыря Архимандрита Дионисия да Келаря старца Александра с братьей, или кто по них иные Архимандрит и Келарь будут, пожаловали велели те прежния жалованные грамоты переписать вновь на свое Государское имя, по их Государскому новому Уложенью, и в тех городах монастырскими вотчинами и всякими промыслы и угодьи владеть по прежнему, и по той их Государской грамоте 133 году. А в приказ Сыскных Дел в памяти из Устюжские чети за приписью Дьяка Нашего Ивана Северова 157 году в Городских в Писцовых книгах 133 году на Городецкие на посаде монастыря Макарьевы пустыни, и тое пустыни и слободки и деревни Березовки и деревни Орлихи не написано. И тех людей, которые в тех слободке и в деревнях Стольник Наш Князь Фадей Шаховской приписал к посаду, на посаде в посадских людях не написано ж, а за перечнем в тех писцовых книгах написано, межа Городчаном: посадским людям, их посадской земле от Троицкой вотчины, Макарьевы пустыни от деревни Десятильны, от реки Остречины и ручьем и по иным урочищам и до ямы, к деревне Орлихе и до межевые и до последней ямы, а с деревней Акишевым и с селом Княжим до реки до Моглуши межа старая, направе земля наших посадских людей, а налеве земля монастырская, а деревни Березовки в межах с посадской землей в той памяти не написано. Межа посадской земле меж Макарьевой слободы от озера Мольского вверх ручьем на правой стороне ручья на слободской земле яма, а от ямы ручьем и по иным урочищам и до поточины, что на Белом Мошку, и та поточина прошла в реку Моглушу, налеве земля наша посадских людей, а направе земля Макарьевы слободы. А в памяти из Поместного приказу, за приписью Дьяка Нашего Мартемьяна Бредихина в Бежецких в Писцовых книгах 135 и 136 и 137 году в Городецком стану в вотчинах написано: за Троицком Сергиевым монастырем, монастырь Макарьева пустыня, а под монастырем слободка, а в ней живут непашенные бобыли, по имяном восемь человек, да Макарьевы ж пустыни деревня Десятилыня на речке, на Остречине, а в ней по имяном крестьян и бобылей
семь человек, деревня Орлиха, а в ней крестьян и бобылей два человека, деревня Березовка, а в ней крестьян и бобылей три человека, и межа той Троицкой вотчины макарьевы пустыни и слободке и селам и деревням в тех Писцовых книгах по граням и по урочищам написаны имянно. И та Монастырская Писцовая межа 135 и 13б и 137 году, против посадских межевых книг 133 году, по урочищам в иных местах сойдутся, а иные урочища не сойдутся по тому, в посадской земле меже, в которой яме какие признаки положены, то написано имянно, а в монастырской земле в ямах признак ни каких не написано. Да в строельных же Бежецких книгах Стольника нашего Князя Фадея Шаховского написано: в Городецке, в посаде взято из за Троицкого Сергиева монастыря закладчиков торговых и промышленных людей четыре человека и с дворами, да у них детей шесть человек, да двенадцать человек и со вдовой, которые живут в из былых, и о тех людех Троицких властей челобитья нет. И в нынешнем во 158 году Апреля в 5 день Боярин Наш Князь Юрий Алексеевич Долгоруково, да Дьяки Наши Глеб, да Иван Патрикеевы, да Богдан Обобуров делай выписки слушав, приговорили Макарьевы пустыни и Макарьевы пустоши слободки и деревням Десятильне, Орлихе и Березовке и со крестьяны, по данной лета 7074 года, по отписным, и по дозорным, и по писцовым книгам 124 и 128 году, и пожалованной грамоте 133 году, и по Городецким посадским и по уездным по писцовым и по межевым книгам 133 и 135 и 136 и 137 году, быть за Троицким монастырем по прежнему, а лавки и всякие промыслы на посаде той слободке и деревень крестьяном и бобылям продать Бежечаном тяглым, посадским людем. А которые люди живут в Городецке на посаде за Троицким монастырем, а по сыску Стольника нашего Князь Фадея Шаховского приписаны они к посаду в тягло, и тем людем быть в посаде. И как к тебе её Наша грамота придет, и ты Троицкого монастыря Макарьевой пустыней и слободкой и деревнями Десятильной, и Орлихой, и Березовкой по прежним крепостям, по данной лета 7074 году, и по отписным, и по дозорным книгам 124 и 128 году, и по жаловальной грамоте отца Нашего, блаженные памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михайла Феодоровича всея Руссии и деда Нашего, блаженные памяти, Великого Государя Святейшего Филарета Никитича Патриарха Московского всея Руси 136 года, и по Городецким посадским и по уездным, по писцовым и по межевым книгам 133 и 135 и 136 и 137 году и крестьянку которые крестьяне в той монастырской слободке и в деревнях в сыску Стольника Нашего Князя Фадея Шаховского написаны, велел владеть Троицкого монастыря Архимандриту Андреяну, да Келарю старцу Симону, да Казначей старцу Каллинику и всей братьи по прежнему, а к Бежецкому Верху к Городецку к посаду той Макарьевой пустыни и слободки и деревень крестьян притягивать ни чем не велел. А у которых той монастырской слободки у крестьян есть в Бежецком Верху на посаде лавки, и анбары и житницы: и те лавки, и анбары, и житницы и всякие промыслы велел им продать Бежечаном, посадским, тяглым людем, а им впредь в Бежецком Верху на посаде в своих и в наемных лавках торговать, и дворов и лавок и анбаров и всяких угодей покупать не велел, а велел им, приезжая, в городах торговать на Гостине дворе и на площади, с возов и водяным путем и с стругов, и в том их велел дать на поруки с записьми, и те записи отдал бы еси Бежечаном, земскому старосте и всем посадским людям. А которые поручные записи взяты по них в житье и в тягле: и ты б те поручные записи взяв у земского старосты и у посадских людей, отдал Троицкого монастыря служке, кто к тебе с сей Нашей грамотой приедет. А которые люди живут за Троицким монастырем в в Бежецком Верху на посаде, а по сыску Стольника Нашего Князя Фадея Шаховскаго приписаны они в тягло к посаду: и тем людям велел бы еси быть в тягле по прежнему. А прочет сю Нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставил у себя, а сю Нашу подлинную грамоту отдал Троицкого монастыря служке, кто к тебе с сей Нашей грамотой приедет. А по которому месту по посадским и по уездным писцовым книгам, посадской земле Троицкого монастыря землей межа учинена, и тому с писцовых и межевых книг, против выписей, каковы присланы из Поместного приказу и из Устюжской чети выпись за Дьячьей приписью под сей нашей грамотой.