Алексей Михайлович (1649 год). Глава 21. О разбойных и о татиных делах. (Ст. 81-90)


81. А которые люди оговорных людей у посланников выбьют, и тех людей бить кнутом, да на них же имати на Государя пени по пятидесят рублев, а истцом вы­ти, а в сыску оговорных людей давать их на поруки.
82. А которые лихие люди крадут, или разбивают, и наворовав, из той Губы сбе­жать в иную Губу, и в той Губе, в ко­торую Губу прибегут жити, и Губным старостам их роспросити, где они прежде сего жили, от чего сошли жити в иную Губу, да будет по роспросным речам де­ло до них не дойдет, а истцов им не будет, и тем оговорным прихожим лю­дем велеть жити, кто к кому придет, а не роспрося тех людей, где кто жил, в Губах не держати. А у кого вынут ли­хих людей в городе на посаде, или в воло­сти, а будут им истцы, и что скалит татьбы, или разбой у них взяли, и на тех людех, за тех лихих людей, имати выти в полы истцовых исков за то, что они тех людей пустят к себе жити, а Губ­ным старостам не явят.
83. А пошлют которого неделыцика имать татей и разбойников, и ему имати татей и разбойников без хитрости, а не норовити ему никому, а изымав ему татей и раз­бойников не отпустите, и от того посу­лов не имати. А поноровит которой недельщик татю или разбойнику по посулом, и его отпустит, и про то сыщется допряма, и на том неделыцике истцов иск доправить, да его же бить кнутом, да вкинути в тюрьму.
84. А которой Губной целовальник раз­бойника, или татя отпустит, или животы розбойничьи, или татиные покрадчи сбежит, и того целовальщика животы отдать в ист­цов иск в выти, чего искал в полы иску, а чего животов его в полы истцова иску не дойдет, и тот достальной иск взять на тех людех, кто того целовальника в губные целовальники выбирала, да тех же людей, кто того целовальника вы­бирал, давать на поруки в том, что им того губного целовалышка, которой покрадчи побежит, сыскав, поставити. А как того губного целовальника те люди, кто его вы­брал, сыщут, и того губного целоваль­ника бить кнутьем, а бив кнутьем из целовальников выкинута.
85. А будет по челобитью истца, или ответчика доведется про розбойное, или татиное дело обыскати повальным обыском, и как повальным обыском сыскивать, и о том указ писан в судной статье выше сего.
86. А у которого недельщика будут за приставом тати, и тому недельщику татей без докладу на поруки не давать. А кото­рой недельщик, не доложа Боярина и без дьячья ведома, татей даст на поруки, а сы­щется про то допряма, и патом недельщике доправити истцов иск вдвое, да его же за то бить кнутом и вкидути в тюрьму, до Государева указу.
87. А будет кто укого в дому сведает поличное, и похочет то поличное выпяти, и ему на то поличное взять из приказу при­става, а приставу взять с собой понятых, сторонних людей, добрых, кому мочно ве­рите, и поличное выпяти с теми людьми, куды он послан будет искати, и то по­личное выняв, отвезти в приказ с теми же людьми, при ком то поличное вымет. А будет в том дому, где то поличное будет, никого не застанут, и то поличное по тому же отнести в приказ с понятыми, а в приказе про то поличное сыскивать и росправа чинити по указу, до чего доведет­ся, а без понятых приставу поличного не вымати. А будет кто в дому своем поличного искати и клети и иных хором отом­кнута не даст, или поличное и татя у при­става и у понятых отоймет, а сыщется про то допряма, и на том, кто так учинит, истцу доправити убытки, по сыску, все сполна.
88. А будет кто татя с поличным убьет в дому своем, и того убитого тот час обявите окольным людям, и обяви, вести к записке в приказ. А будет кто за татем погонится с сторонними людьми, и на дороге, или на поле, или в лесу тот тать изымати себя не даст, и учнет дратися, и того татя на погоне кто убьет до смерти, или ранит, и того убитаго, или раненого татя с поличным, что он покрал, по тому же привести в приказ с погонщики вместе. А будет кто татя изымав, и не водя в приказ, учнет пытать у себя в дому, и на нем татю доправить безчестье и увечье, а в чем его пытал, и ему татьбы своей на том тате искати судом, а из приказу того татя пытать не велеть. А будет поличное в дому чьем выняли, а жена и дети про те краденые животы ведали, и на них имати выть, по указу. А будет бедны и заплатить нечем, и их отдати истцу головой, покаместа отработаются, а на год им зачитати за ра­боту, женскому полу по полутретья рубли.
89. А будет кто у кого покрадет на поле хлеб жатой, или сено, или укра­ден учнет хлеб жати, и с поля тот хлеб к себе повезет, и на дороге его с тем краденым хлебом, или с сеном изымав, приведут его в приказ, и сы­щется про то допряма, что хлеб, или сено крал, итого татя за ту татьбу бить кну­том, а краденое велети, на нем доправя, отдати истцу. А будет те тати изымати себя не дадут, и кого из тех татей убьют, или ранят, и того убитаго, или раненого явити окольным людям вскоре, и привести в приказ и записати, и тем от того убойсгва свободится. А будет тати того, чей хлеб, или человека его, или крестьянина, как их имали, у хлеба или у сена убьют, или ранят, а сыщется про то допряма, и тех татей за то казни­ти смертию, а что покрал, и то взята из животов их.
90. А будет кто у кого татиным обы­чаем выловит из пруда, или из саду рыбу, и того татя изымают с поличным, а сыщется про то в правду, что он покрал в первые, и такова бить батоги, а будет другие тот же с поличным изымал бу­дет, и такова за такую вину бита кнутом, а будет в третье тот же изыман бу­дет с поличным, а поличное и гривны не стоит, и такова казнити, отрезати ухо.