Алексей Михайлович (1649 год). Глава 21. О разбойных и о татиных делах. (Ст. 71-80)


71. А убьет сын Боярской, или сын его, или племянник, или прикащик чьего крестьянина, а с пытки тот убийца в в том убийстве учнет говорить, что он убил в драке, а не умышлением, или пьяным делом, и у того сына боярского, из его поместья взять лутчаго крестьяни­на с женой и с детьми, которые дети с ним живут вместе, а не в разделе, и со всеми животы, и отдати во крестьяны тому помещику, у которого крестьянина убили, а жену убитаго крестьянина и с детьми и с животы у того помещика, у которого крестьянина убили, не отымати, да на таких же убийцах таких поби­тых крестьян правити кабальные долги, и сажати их в тюрьму, до Государева указу, а смертию их не казнити, а в безкабальных долгех отказати.
72. А кого кто убьет с умышления, и сы­щется про то допряма, что с умышления убил, и такова убийцу казнити смертию.
73. А убьет чей ни буди крестьянин чьего крестьянина до смерти, а с пытки тот убийца на себя учнет говорити, что его убил пьяным делом, а не у мышле­нием, и в того убитаго крестьянина ме­сто, того убойцу бить кнутом, и дав на чистую поруку, выдати тому помещику, у которого крестьянина убили, с женой, и с детьми и с животы, а убитаго крестья­нина жены и детей с животами у прежня­го помещика, по тому же, не отымати. А будет истец учнет бить челом, что убойца ведомой вор, и во крестьяны его взять не хочет, и станет бить челом то­го же помещика, или вотчинника об ином крестьянине имянно, и ему то дати на волю, и в того убойцы место, истцу дати того крестьянина, о котором он бьет челом, с женой, и с детьми, и со всеми животы и с хлебом стоячим, и которой сеян в земле, а убойцу бив кнутом отдати тому, чей он крестьянин.
74. А которых людей разбойники разбивают, а разбойники не сысканы, а истцы имаются тех разбоев за поличное, за что ни буди, и пишут в челобитных иски больше, и тот, у кого поимаются, учнет на кого говорити с пытки, что то поличное у кого купил, или выменил, и кто в том оговорном человеке даст по себе или по человеке поручную запись, что ему того оговорного человека поставить на срок, к языку на очную ставку, и того человека не поставит, и потом доправити истцов иск весь сполна, да его же дати на поруку с записью, что ему того ого­ворного человека сыскати, и к языку поставити на очную ставку. А будет такой записи по себе не даст, и в того оговор­ного человека место, будет оговорной чело­век дворовой, взять лутчаго человека, а будет крестьянин, взять лутчаго крестья­нина к языку на очную ставку, и по языч­ной молке пытати, где тот оговорной че­ловек, ухоронен ли, или без хитрости сбежал.
75. А у кого поимается истец за разбой­ное поличное, за лошадь, или за что ни буди, а разбойников в лицах нет, и тот, у кого поимаются, учнет на кого в роспросе говорити, что то поличное у него купил, или выменил, а тот оговорной человек на очной ставке запрется, скажет, что он того поличного ему не продавывал, а полич­ное куплено, а в книги не записано, и купчия и поруки нет, и того, у кого пои­маются за поличное, пытати. И будет с того, у кого поличное скажет купил, с пытки не сговорить, и по той язычной молке и продавца пытати же. Да будет продавец с пытки повинится, что ему то поличное продал, и его пытать, у кого он то по­личное взял, и по сыску в том деле учи­нити указ. А будет не повинится, и на нем взять выть, и дати на чистую поруку, а иск по челобитной править потом, у кого поимаются за поличное.
76. А которых людей в обыску лихуют окольние ближние люди в татьбе, или в разбое, или в убийстве, или в розбой­ном приходе и в приезде, и в поклажем, и в поноровке, а те люди, которых в обыскех лихуют ближние окольные люди, бьют челом Государю о другом повальном обыску, а про первой обыск сказывают, что их ближние окольные люди лиховали по недружбе, и по первым лихованиым обыском таких оговорных людей не пытати, а послати про них вдруго ряд обыскать. Да будет в другом обыску их многие люди одобрят, и воровства на них ни ко­торого не скажут, и в тех других в одобренных обыскех, перед лиховными обыски, обыскных людей больши человек пятнадцати, или двадцати, и то дело по обыском вершить, а на первых обыскных людех, которые их лиховали не делом, имати на Государя пеня, да им же за то чинити наказание, по Государеву указу, как о том писано выше сего в судной статье.
77. А на которых людей говорят языки в разбое, и в татьбах, и в приездех, и в подводех, и в татебной, и в раз­бойной рухляди в продажах, и в поклаже­ях и во всяком разбойном и в татебном воровстве, а те оговорные люди живут в Патриарших, и Митрополичих, и в Архиепископских, и Епископских, и мона­стырских, и Бояр, и Окольничих, и Столь­ников, и Дворян Московских, и Дьяков, и из городов Дворян, и детей Боярских и всяких чинов служилых людей в поместьях и в вотчинах, и сведав оговор, от того бегают, а иные люди оговорных людей у себя хоронят, и из за себя вы­сылают, а иных у приставов отбивают, и про то сыскивать накрепко многими околь­ными людьми и явками. Да будет по сы­ску и по явкам оговорные люди сбежали допряма, до язычной молки, ни а тех людех вытей не имати. А которые оговорные люди сбежать в язычную молку, и на тех лю­дех, за кем оговорные люди живут, има­ти выти, да их же дати на поруки, что им тех оговорных людей сыскивать.
78. А которые люди оговорных людей от язычной молки ухоронят, или из за себя вышлют вон, и на тех людех има­ти выти же, да на Государя пени по пятидесят рублев, и дати их на поруки, что им, сыскав оговорных людей, поставите.
79. А будет которой помещик, сыскав у себя разбойников, своих людей, или кре­стьян побьет, не хотя их к сыску от­дати в Губу, укрывая за собой воров, а сыщется про то допряма, и у такова поме­щика за такое воровство отняти поместье, и отдати в роздачу, да на них же велеть доправити истцовы иски. А будет кто та­кое дело учинит непомерной человек, и ему за такое воровство учинити жестокое на­казание, велеть его бить кнутом по торгом, да на них же, по тому же, правити истцовы иски.
80. А будет такое убийственное дело учи­нят чьи люди, или крестьяне без ведома Бояр своих, и их за такое дело самих казнити смертию безо всякие пощады.