Алексей Михайлович (1649 год). Глава 20. Суд о холопах. (Ст. 71-80)

71. А которые иноземцы разных вер не­крещены живут на Москве и в городах у иноземцев же некрещеных разных же вер по купчим, или полоняники, и похо­тят те иноземцы креститися в православ­ную Христианскую веру, и учнут о том бить челом Государю, чтобы Государь пожаловал велел их, взяв у тех инозем­цов, у кого они во дворех живут, крестити в православную Христианскую веру, и по тому челобитью тех иноземцев крестити в православную Христианскую веру, а окупу за них давать иноземцем по пятнатцати рублев за человека, и платить те деньги им собой. А будет у иноземцев, в купчих, как они их купили, написано будет больше пятнатцати рублев, и тем купчим не верити по тому, что в куп­чих деньги пишут с прибавкой.
72. А в городах Воеводам и всяким приказным людям и Губным старостам давать на холопей служилые кабалы за сво­ими руками, а не за печатьми. И выбирати в Губные старосты, которые грамоте уме­ют, а кто грамоте не умеет, и тех в Губные старосты не выбирать. А будет в котором городе Воевода, или приказной че­ловек грамоте не умеет, а Губного старос­ты в том городе нет, и тем Воеводам и приказным людям на холопей служилых кабал никому не давать, а имать тех городов всяких чинов людям на холопей служилые кабалы в иных городах, в ко­торых городах будут Воеводы и приказ­ные люди, которые грамоте умеет и где будут Губные старосты.
73. Да и кабальные записные книги из городов присылать к Москве Воеводам и приказным людям и Губным старостам за своими же руками, а не за печатьми, ежегод. А которые кабальные книги учнут присылать к Москве из городов Воеводы и приказные люди и Губные старосты за своими печатьми, а рук их у тех книг не будет, и тем книгам и кабалам, ко­торые будут за печатьми, а не за руками, не верит, а верить тем книгам и каба­лам, у которых будут Воеводские и при­казных людей и Губных старост руки.
74. А которые люди в Холопье приказе положат купчие на Татар и бьют челом, чтобы те купчия в Холопье приказе за­писать в книги, а Татарове, на кого име­нем те купчия написаны, тех купчих не лживят, и те купчия в книги записать. А будет в тех купчих учинится какой спор, и те купчия записывать, по сыску, бу­дет доведется, а будет по сыску те куп­чия нарядные, или писаны за очи, и тех купчих в Холопье приказе в книги не записывать, а чинити по них указ, до чего доведется.
75. А которые люди положат в суде на одного холопа две кабалы Московские и в книги те обе кабалы записаны, а в рожей и в приметы тот человек сойдется с кни­гами по одной кабале, а по другой не сойдет­ся, и того спорного человека отдати в хо­лопи по той кабале, по которой он с кни­гами в рожей и в приметы сойдется, хотя будет та кабала и после тое кабалы взята, по которой кабале тот холоп в при­меты с книгами не сойдется,
76. А впредь с нынешнего уложения для таких споров холопьи приметы описывать в каналах имянно, чтобы всякой человек холопу своему приметы ведал, а как хо­лопьи приметы в кабалах будут описа­ны имянно, и впредь ни укого таких спо­ров о холопех не будет.
77. А кто старинных своих, или купленых людей напишет в духовной своей кому внаделок, и духовная будет свидетельствована и запечатана, и те люди не хотя жити утех людей, кому они в духов­ной будут написаны, сбежав от них, дадут на себя служилые кабалы иному ко­му, и тех старинных икупленых людей отдавать тем людям, кому они в духов­ной написаны, а кому они после духовных дадут на себя кабалы вновь, и те кабалы не в кабалы.
78. А которой холоп бьет челом кому в холопство, и служилую кабалу на себя напишет, и тот, кому он в холопство бьет челом, приведет его с той каба­лой для записки в Холопий приказ, а иной в те же поры учнет на того холопа бить челом, что тот холоп наперед того ему в холопство бил челом и служилую ка­балу на себя ему дати хотел, и он ему и жалованье дал, и таким челобитчиком от­казывай, а давать на таких холопей ка­балы тем людям, кто их в приказ с кабалой приведет. А кто холопу жалованье даст, не взяв кабалы, и он то сам от себя потерял, не взяв кабалы, не давай жалованья.
79. А кто истец, или ответчик в суде на холопа никакой крепости не положит, и ничего про крепости не скажет, а после суда ногого спорного холопа крепости об­явит, и у таких людей после суда к суд­ным делам крепостей не приимати, а вер­шити те судные дела по тому, что в суде положено.
80. А кто учнет у себя в дому делати беззаконие с рабой или с дев­кой, и приживет с ней детей, и в том на него та раба учнет Государю бить че­лом, и таких женок и девок, и какого учнут Государю бить челом, отсылати на Москве на Патриарш двор к Патриар­шим приказным людям, а в городах к Митрополичьим и к Архиепископам приказным же людям, и велети прочих сыскивать святительским судом, и указ им чинити по правилом Святых Апостол и Святых Отец, и по допросу обоих их отцов духовных.


ENG:


Alexis (1649). Chapter 20. The Court of menials. (Art. 71-80)

71. And the foreigners who live nekrescheny different faiths in Moscow and in cities have also unbaptized foreigners of different faiths on the same bills of sale, or polonyaniki, and the lust of those foreigners krestitisya the Orthodox Christian faith, and how to beat uchnut petition the Emperor to the Emperor bestowed told them, taking those foreigners who are living in dvoreh, krestiti the Orthodox Christian faith, and to petition those foreigners krestiti the Orthodox Christian faith, and will pay for them to give the foreigner pyatnattsati rubles per person, and pay the money they are. But foreigners will have, in bills of sale, they bought them, says there will be more pyatnattsati rubles, and the wives do not believe the fact that the money in the bill with an additional write.
72. And in the cities of the governor and clerks of every people and elders to give to the labial serfs in bondage servitors with his own hands, rather than pechatmi. Select is selected in the labial and elders who are able to read and write, and who does not know how to read and write, and those in the labial warden did not choose. And where will the city of Voivod or mandative people can not read and write, and labial mayor in that city there, and the governor and the clerks at the people serfs cabal of servicemen not to let anyone, and hath all ranks of the urban people in bondage serfs servitors in other cities in which the cities of Governors and clerks will be people who can read and write, and where will Labial elders.
73. Yes, and note-book from the enslaving towns to Moscow to send the governor and clerks of the people and labial elders for their own hands, rather than pechatmi, annually. A book that shackling uchnut sent to Moscow from the cities of Governors and clerks, and people for their elders Labial pechatmi and hand them in those books will not, and those books and bondage that will be a pechatmi, not hands, did not believe, and believe those books and bondage, which will Voivodship and the clerks of the people and elders of the labial arm.
74. And that people will put the order in Kholopov bills of sale to the Tartars and beat my forehead, so that those in the bill of sale Kholopov order written in the book, and The Tatars, who are named on the deed they were written, those wives are not a liar, and the deed in the record books. And those wives will inflict any dispute, and the deed recorded at inquest will happen, and they will inquest deed fancy, or were written for the eyes, and those wives in order to Kholopov not write books, and repairs to their decree, to what happen.
75. And that people will put the court in a slave bondage Moscow and two in the book are both written bondage, and signs of erysipelas and the man will converge with the books on one bondage, and on the other does not come down, and the controversial Human otdati in slaves for the bondage, on which he was in the mug books and signs will converge, but will be the bondage and the bondage was taken after the Toe by which bondage slave in signs that the books do not go,
76. And continue with the current of the code for such disputes slaves signs described in imyanno channels to every man to his slaves knew the signs and omens as slaves in bondage imyanno will be described, and no further ukogo such disputes will not be holopeh.
77. And who is his old, or write to people purchased their spiritual who vnadelok, and will testify to the spiritual and sealed, and those people do not even zhiti comfort people who are in the spiritual will be written by fleeing from them, give themselves servitors servitude to another who, and those old ikuplenyh people to give those people to whom they were written in the spiritual, and to whom they give after the spiritual bondage over again, and the bondage is not bondage.
78. A slave whose brow beat anyone into bondage, bondage and serving on a write, and he to whom he is in bondage brow beating, with the result of his bondage to the note in order to Kholopov, and sometimes in the same pores uchnet in order to beat the slave brow, that he was ahead of his slave in bondage and brow beat servitors servitude over his Dachi wanted, and he gave him a salary and thus withhold petitioners, but to give in such bondage serfs to those people who have them in order to lead to bondage. And who will pay slaves, not taking bondage, and he then lost his own self, not taking bondage, do not give salary.
79. And who is the plaintiff or the defendant in court at the slave fortress does not put any, and nothing about the fortress would not say, and after a controversial court nogogo slave fortress obyavit, and such people to the ship after the court cases are not fortresses priimati and vershiti those cases on board that the court should be.
80. Who uchnet in his home with a slave Delate lawlessness or girl and settle down with her ​​children, and in fact it is the servant of the Emperor uchnet brow beating, and such zhenok and girls, and what the Sovereign uchnut brow beating, otsylati in Moscow Patriarch Patriarch clerks of court to the people, and in the cities to the metropolitan archbishops and the clerks of the same people, and tell others syskivat episcopal court, and decree them to rule on the repairs of the Holy Apostles and Holy Fathers, and by questioning both their spiritual fathers.